будем производить тираж выигрышного займа. Присутствовать могут все. По-
этому просим всех на пароход. По окончании тиража состоится концерт. А
потому просьба по окончании тиража не расходиться, а собраться на берегу
и оттуда смотреть. Артисты будут играть на палубе!
Оркестр заиграл снова и, толкая друг друга, все побежали на пароход и
спустились в прохладный тиражный зал. Тиражная комиссия и включенные в
нее представители села Бармина разместились на эстраде. Члены комиссии
сделали это с достоинством, выработанным привычкой к подобного рода це-
ремониям. Представители же села (их было двое), в лаптях и полосатых си-
них рубашках, серьезно, с таким видом, как будто бы они шли молотить,
направились к столу и сели с краю.
- Прошу представителя РКИ*, - сказал председатель комиссии, - осмот-
реть печати, наложенные на тиражную машину.
Представитель РКИ нагнулся, осторожно потрогал печати рукой и заявил:
- Печати в полном порядке!
- Желающие могут удостовериться в целости печатей.
После осмотра из публики был затребован ребенок.
- И вот, товарищи, ребенок на глазах у всех будет вынимать из этих
шести цилиндров по одному билету. На каждом из них есть одна цифра. Все
шесть цифр вместе составят цифру той облигации, которая выиграла. Сей-
час, товарищи, будет производиться розыгрыш двадцатирублевых выигрышей.
Имеющие облигации - пускай следят. Не имеющие - могут приобрести их тут
же на пароходе.
Касса завертелась, моргая стеклянными своими окошечками. Потом оста-
новилась. Босой мальчик с каменным лицом опускал руку поочередно в каж-
дый цилиндр, вынимал оттуда похожие на папиросы билетные трубочки и от-
давал их членам комиссии.
- Выиграла облигация номер 0703418 во всех пяти сериях.
И тиражный аппарат методически выбрасывал комбинации цифр. Касса обо-
рачивалась, медленно останавливалась. Мальчик запускал руку, оглашались
номера выигравших облигаций, барминцы внимательно смотрели и слушали, о
звуковое оформление, возбужденное процессом розыгрыша, обзавелось
вскладчину одной облигацией и после каждого возглашения облегченно взды-
хало.
- Слава богу, не наш номер!
- Чему же вы радуетесь? - удивился Ник. Сестрин. - Ведь вы же не вы-
играли!
- Охота получать двадцать рублей! - кричала могучая пятерка. - На эту
же облигацию можно выиграть пятьдесят тысяч. Прямой расчет.
- Вы вот что, друзья мои, - сказал режиссер, - до крупных выигрышей
еще далеко, и делать вам здесь нечего. Идите готовиться к выступлению.
Прибежал на минуту Остап, убедился в том, что все обитатели парохода
сидят в тиражном зале и, сказав: "Электричество плюс детская невинность*
- полная гарантия добропорядочности фирмы", - снова убежал на палубу.
- Воробьянинов! - шепнул он. - Для вас срочное дело по художественной
части. Станьте у выхода из коридора первого класса и стойте. Если кто
будет подходить - пойте погромче.
Старик опешил.
- Что же мне петь?
- Уж во всяком случае не "Боже, царя храни". Что-нибудь страстное -
"Яблочко" или "Сердце красавицы". Но предупреждаю, если вы вовремя не
вступите со своей арией!.. Это вам не Экспериментальный театр! Голову
оторву.
Великий комбинатор, пришлепывая босыми пятками, вбежал в коридор, об-
шитый вишневыми панелями. На секунду большое зеркало в конце коридора
отразило фигуру Бендера. Он читал табличку на двери: "Ник. Сестрин. Ре-
жиссер театра Колумба". Вслед за тем зеркало очистилось. Затем в зеркале
снова появился великий комбинатор. В руке он держал стул с гнутыми нож-
ками. Он промчался по коридору, замедлив шаги, вышел на палубу и, перег-
лянувшись с Ипполитом Матвеевичем, понес стул наверх к рубке рулевого. В
стеклянной будочке рулевого не было никого. Остап отнес стул на корму и
наставительно сказал:
- Стул будет стоять здесь до ночи. Я все обдумал. Здесь почти никто
не бывает, кроме нас. Давайте прикроем стул плакатами, а когда стемнеет
- спокойно ознакомимся с его содержимым.
Через минуту стул, заваленный фанерными листами и лоскутьями кумача,
перестал быть виден.
Ипполита Матвеевича снова охватила золотая лихорадка.
- А почему бы не отнести его в нашу каюту? - спросил он нетерпеливо.
- Мы б его вскрыли сейчас же. И если бы нашли бриллианты, то сейчас же
на берег...
- А если бы не нашли? Тогда что? Куда его девать? Или, может быть,
отнести его назад к гражданину Сестрину и вежливо сказать: извините,
мол, мы у вас стульчик украли, но, к сожалению, ничего в нем не нашли,
так что, мол, получите назад в несколько испорченном виде! Так бы вы
поступили?
Великий комбинатор был прав, как всегда. Ипполит Матвеевич оправился
от смущения только в ту минуту, когда с палубы понеслись звуки увертюры,
исполняемой на кружках Эсмарха и пивных батареях.
Тиражные операции на этот день были закончены. Зрители разместились
на береговых склонах и, сверх всякого ожидания, шумно выражали свое
одобрение аптечно-негритянскому ансамблю. Галкин, Палкин, Малкин, Чалкин
и Залкинд гордо поглядывали, как бы говоря: "Вот видите! А вы утвержда-
ли, что широкие массы не поймут. Искусство всегда доходит!"
Затем на импровизированной сцене колумбовцами был разыгран легкий во-
девиль с пеньем и танцами, содержание которого сводилось к тому, как Ва-
вила выиграл пятьдесят тысяч рублей и что из этого вышло. Артисты, сбро-
сившие с себя путы никсестринского конструктивизма, играли весело, тан-
цевали энергично и пели милыми голосами. Берег был вполне удовлетворен.
Вторым номером выступил виртуоз-балалаечник. Его визитка и пробор,
рассекающий волосы на две жирные половины, вызвали в зрителях недоумение
и иронические возгласы. Аудитории не верилось, что франтик сумеет спра-
виться с таким уважаемым инструментом, как балалайка.
Виртуоз сел на скамейку, расправил фалды и медленно начал венгерскую
рапсодию Листа. Постепенно ускоряя ритм, виртуоз-балалаечник достиг вер-
шин балалаечной техники. Скептики были сражены, но энтузиазма не
чувствовалось. Тогда виртуоз заиграл "Барыню". Берег покрылся улыбками.
"Барыня, барыня, - вырабатывал виртуоз, - сударыня-барыня".
Балалайка пришла в движение. Она перелетела за спину артиста, и из-за
спины слышалось: "Если барин при цепочке, значит, барин без часов"*. Она
взлетала на воздух и за короткий свой полет выпускала немало труднейших