... В уездном городе N... Словосочетания "уездный город N", "гу-
бернский город N" или просто "город N", весьма часто встречающиеся в
русской прозе XIX века, были общим местом, своего рода символом глухой
провинции, захолустья. Однако в романе "Двенадцать стульев" привычный
смысл их несколько изменился: захолустье стало советским, черты "нового
быта" комически соседствовали здесь с прежними, постепенно вытесняемыми.
На что и намекали авторы романа, используя определение "уездный", кото-
рому вскоре надлежало исчезнуть, поскольку с 1921 года советским прави-
тельством планировалось новое административно-территориальное деление,
так называемое районирование - постепенное введение краев (округов), об-
ластей и районов вместо прежних российских губерний, уездов и волостей.
Помимо чисто управленческих задач таким образом решалась и задача идео-
логическая: районирование должно было знаменовать полное обновление
страны, разрыв последних связей с имперской историей - даже на уровне
терминологии. Фактически к реформе приступили в 1923 году и завершили
шесть лет спустя. В 1927 году, когда разворачивается действие романа,
вне районирования оставалось менее четверти территории СССР, где хотя бы
в названиях учреждений еще сохранялось специфическое сочетание "имперс-
кого" и "советского": исполнительный комитет губернского совета - губис-
полком, уездного - уисполком, уездная милиция - умилиция и т. п.
... вежеталем... Вежеталь (фр. vegetal - растительный) - туалетная
вода с запахом трав, цветов.
... месткома коммунальников... Имеется в виду отделение профессио-
нального союза, объединявшего рабочих и служащих коммунальных предприя-
тий и организаций: водопроводных и канализационных станций, бань, боен и
т.п.
... улицу "Им. тов. Губернского"... Шутка строится на обыгрывании
считавшегося типичным для провинциальных городов названия главной улицы
- "Губернаторская".
... ондулясион (фр. ondulation) - завивка волос.
... в очках он вылитый Милюков... П. Н. Милюков (1859-1943) - исто-
рик, публицист. До февральской революции 1917 года - один из лидеров ли-
беральной оппозиции, идеолог конституционно-демократической партии, за-
тем - министр иностранных дел Временного правительства. После падения
Временного правительства - эмигрант. Длинные горизонтально закрученные
усы Милюкова и его круглые очки - черты, многократно эксплуатировавшиеся
карикатуристами.
... довоенные штучные брюки... Речь идет о специфике фасона и качест-
ве. Узкие брюки с завязками у щиколоток (чтобы всегда оставались на но-
гах натянутыми) были модны в начале 1910-х годов, но ко второй половине
1920-х годов такой фасон выглядел давно устаревшим. Что же касается оп-
ределения "штучные", то оно означало "сшитые по индивидуальному заказу",
а не купленные, например, в магазине или лавке готового платья.
... короткие мягкие сапоги с узкими квадратными носами и низкими под-
борами... Подборами именовали каблуки, поскольку сапожник "подбирал" их
по высоте, наклеивая несколько кусков толстой кожи друг на друга - слоя-
ми. Воробьянинов носит так называемые полусапожки - того фасона (узкий
квадратный носок, короткие мягкие голенища, низкий каблук), что был мод-
ным в предреволюционные годы.
... лунный жилет, усыпанный мелкой серебряной звездой... То есть сши-
тый из белой орнаментированной ткани "пике" - плотной, глянцевой, с вы-
пуклыми узорами. Белый пикейный или шелковый жилет - непременный элемент
вечернего костюма предреволюционных лет, он был обязателен к фраку или
смокингу. Соответственно, к 1920-м годам материал пожелтел от времени и
приобрел характерный "лунный" оттенок.
... люстриновый пиджачок... Сшитый из люстрина (от фр. lustre - лоск,
глянец, блеск), жесткой безворсовой ткани с отливом, для изготовления
которой использовалась шерсть грубых сортов. Ко второй половине 1920-х
годов люстрин давно вышел из моды и стал одним из самых дешевых видов
сукна.
... чугунная лампа с ядром, дробью... Имеется в виду характерная де-
таль предреволюционного быта - керосиновая лампа с резервуаром, встав-
ленным в металлическую вазу. Такие лампы подвешивались на цепях, переки-
нутых через потолочные крюки, и высота их регулировалась с помощью про-
тивовесов, полых металлических шаров, куда засыпалась дробь: если лампу
требовалось опустить - часть дроби высыпали в специальную чашку.
... Голос у нее был такой силы и густоты, что ему позавидовал бы Ри-
чард Львиное Сердце... Так в рукописи. Позже авторы добавили: "от крика
которого, как известно, приседали кони". Ричард Львиное Сердце
(1157-1199) - английский король с 1189 г., был наделен необычайной физи-
ческой силой, считался образцовым рыцарем.
... желтим драгунским кантом... Вероятно, имеются в виду обязательные
в российских драгунских полках желтые полосы по краям вальтрапа - сукон-
ного покрывала на крупе лошади, но, возможно, речь идет и о желтых шну-
рах вдоль швов на драгунских чикчирах - узких кавалерийских брюках цвет-
ного сукна.
... касторовую шляпу... То есть сшитую из кастора (фр. castor - бобр,
бобровый мех), плотной суконной ткани с густым, ровным, гладким и пушис-
тым ворсом, для изготовления которой использовался бобровый или козий
пух. При описании воробьяниновской одежды и обуви авторы намеренно ак-
центируют контрасты, указывающие на социальный статус героя в прошлом и
настоящем: старые, хоть некогда дорогие и модные брюки, обувь добротная,
изящная, но устаревшего фасона, щегольской жилет от вечернего костюма
времен империи, вот только выцветший и абсолютно неуместный при заправ-
ленных в сапоги брюках, элегантная, однако изрядно поношенная шляпа -
все свидетельствовало, что владелец прежде был богат, в советскую же
эпоху стал мелким служащим - той категории, для которой чуть ли не уни-
формой считались пиджаки из дешевого люстрина.
... Мацист... Речь идет о сходстве Воробьянинова и итальянского акте-
ра Б. Пагано, бывшего портового грузчика, сыгравшего роль отважного ат-