Двенадцать стульев. Илья Ильф, Евгений Петров

Прикольные картинки
Анимированные GIF-ки
Похабные
Компьютерные
Чернуха !
Эротические
Автомобильные
Новогодние
Спортивные
Запрещённые
Пошлые комиксы
Бивис и Батхед
Садистские стишки
Пошлые загадки
Юмористические рассказы




    тал прозу в центральных журналах, пьесу его ставил МХАТ, собрание сочи-
    нений готовило к выпуску одно из крупнейших издательств - "Земля и фаб-
    рика".
    Если верить мемуарным свидетельствам, сюжет романа и саму идею соав-
    торства Ильфу и Петрову предложил Катаев. По его плану работать надлежа-
    ло втроем: Ильф с Петровым начерно пишут роман, Катаев правит готовые
    главы "рукою мастера", при этом литературные "негры" не остаются безы-
    мянными - на обложку выносятся три фамилии. Обосновывалось предложение
    довольно убедительно: Катаев очень популярен, его рукописи у издателей
    нарасхват, тут бы и зарабатывать как можно больше, сюжетов хватает, но
    преуспевающему прозаику не хватает времени, чтоб реализовать все планы,
    а брату и другу поддержка не повредит. И вот не позднее сентября 1927
    года Ильф с Петровым начинают писать "Двенадцать стульев". Через месяц
    первая из трех частей романа готова, ее представляют на суд Катаева, од-
    нако тот неожиданно отказывается от соавторства, заявив, что "рука мас-
    тера" не нужна - сами справились. После чего соавторы по-прежнему пишут
    вдвоем - днем и ночью, азартно, как говорится, запойно, не щадя себя.
    Наконец в январе 1928 года роман завершен, и с января же по июль он пуб-
    ликуется в иллюстрированном ежемесячнике "30 дней".
    Так ли все происходило, нет ли - трудно сказать. Ясно только, что при
    упомянутых сроках вопрос о месте и времени публикации решался если и не
    до начала работы, то уж во всяком случае задолго до ее завершения. В са-
    мом деле, материалы, составившие январский номер, как водится, были за-
    годя прочитаны руководством журнала, подготовлены к типографскому набо-
    ру, набраны, сверстаны, сданы на проверку редакторам и корректорам,
    вновь отправлены в типографию и т.п. На подобные процедуры - по тогдаш-
    ней журнальной технологии - тратилось не менее двух-трех недель. И ху-
    дожнику-иллюстратору, кстати, не менее пары недель нужно было. Да еще и
    разрешение цензуры надлежало получить, что тоже времени требует. Значит,
    решение о публикации романа принималось редакцией журнала отнюдь не в
    январе 1928 года, когда работа над рукописью была завершена, а не позд-
    нее октября-ноября 1927 года. Переговоры же, надо полагать, велись еще
    раньше.
    С учетом этих обстоятельств понятно, что подаренным сюжетом вклад Ка-
    таева далеко не исчерпывался. В качестве литературной знаменитости брат
    Петрова и друг Ильфа стал, так сказать, гарантом: без катаевского имени
    соавторы вряд ли получили бы "кредит доверия", ненаписанный или, как ми-
    нимум, недописанный роман не попал бы заблаговременно в планы столичного
    журнала, рукопись не принимали бы там по частям. И не печатали бы роман
    в таком объеме: все же публикация в семи номерах - случай экстраординар-
    ный для иллюстрированного ежемесячника.
    Разумеется, издание тоже было выбрано не наугад. В журнале "30 дней"
    соавторы могли рассчитывать не только на литературную репутацию Катаева,
    но и на помощь знакомых. Об одном из них, популярном еще в предреволюци-
    онную пору журналисте Василии Александровиче Регинине (1883-1952), заве-
    дующем редакцией, о его причастности к созданию романа мемуаристы и ли-
    тературоведы иногда упоминали, другой же, бывший акмеист Владимир Ивано-
    вич Нарбут (1888-1938), ответственный (т. е. главный) редактор, остался
    как бы в тени. Между тем их дружеские связи с авторами романа и Катае-
    вым-старшим были давними и прочными. Регинин организовывал советскую пе-
    чать в Одессе после гражданской войны и, как известно, еще тогда прия-
    тельствовал чуть ли не со всеми местными литераторами, а Нарбут, сделав-
    ший при Советской власти стремительную карьеру, к лету 1920 года стал в
    Одессе полновластным хозяином ЮгРОСТА - Южного отделения Российского те-
    леграфного агентства, куда пригласил Катаева и других писателей-одесси-
    тов.
    В Москве Нарбут реорганизовал и создал несколько журналов, в том чис-
    ле "30 дней", а также издательство "Земля и фабрика" - "ЗиФ", где был,
    можно сказать, представителем ЦК ВКП(б). Своим прежним одесским подчи-
    ненным он, как отмечали современники, явно протежировал. И характерно,
    что первое отдельное издание "Двенадцати стульев", появившееся в 1928
    году, было зифовским. Кстати, вышло оно в июле, аккурат к завершению
    журнальной публикации, что было оптимально с точки зрения рекламы, а в
    этой области Нарбут, возглавлявший "ЗиФ", был признанным специалистом.
    Нежелание мемуаристов и советских литературоведов соотнести дея-
    тельность Нарбута с историей создания "Двенадцати стульев" отчасти
    объясняется тем, что на исходе лета 1928 года политическая карьера быв-
    шего акмеиста прервалась: после ряда интриг в ЦК (не имевших отношения к
    "Двенадцати стульям") он был исключен из партии и снят со всех постов.
    Регинин же остался заведующим редакцией, и вскоре у него появился другой
    начальник. Однако в 1927 году Нарбут еще благополучен, его влияния впол-
    не достаточно, чтобы с легкостью преодолевать или обходить большинство
    затруднений, неизбежных при срочной сдаче материалов прямо в номер.
    Если принять во внимание такой фактор, как поддержка авторитетного
    Регинина и влиятельнейшего Нарбута, то совместный дебют Ильфа и Петрова
    более не напоминает удачный экспромт, нечто похожее на сказку о Золушке.
    Скорее уж это была отлично задуманная и тщательно спланированная опера-
    ция - с отвлекающим маневром, с удачным пропагандистским обеспечением. И
    проводилась она строго по плану: соавторы торопились, работая ночи нап-
    ролет, не только по причине природного трудолюбия, но и потому, что воп-
    рос о публикации был решен, сроки представления глав в январский и все
    последующие номера журнала - жестко определены.
    Не исключено, кстати, что Нарбут и Регинин, изначально зная или дога-
    дываясь о специфической роли Катаева, приняли его предложение, дабы по-
    мочь романистам-дебютантам. А когда Катаев официально отстранился от со-
    авторства, Ильф и Петров уже предъявили треть книги, остальное спешно
    дописывалось, правилось, и опытным редакторам нетрудно было догадаться,
    что роман обречен на успех. Потому за катаевское имя, при столь удачной
    мотивировке отказа, держаться не стоило. Кстати, история о подаренном
    сюжете избавляла несостоявшегося соавтора и от подозрений в том, что он
    попросту сдал свое имя напрокат.
    Есть в этой истории еще один аспект, ныне забытый. Игра в "литератур-
    ного отца" - общеизвестная традиция, которой следовали многие советские
    писатели, охотно ссылавшиеся на бесспорные авторитеты - вроде Максима
    Горького. Но в данном случае традиция пародировалась, поскольку "литера-
    турным отцом" был объявлен брат и приятель - Катаич, Валюн, как называли
    его друзья. И не случайно в воспоминаниях Петрова история о сюжетном
    "подарке" соседствует с сообщением об одном из тогдашних катаевских
    псевдонимов - Старик Собакин (Старик Саббакин). Петров таким образом на-
    помнил читателям о подвергавшейся постоянным ироническим обыгрываниям
    пушкинской строке: "Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благос-

    Страница 2 из 157 Следующая страница

Анекдоты
Избранные
Чернуха!
Эротические
Про голубых
Про Вовочку
Про наркоманов
Про Новых Русских
Армейские
Медицинские
Компьютерные
Про чукчу
Про евреев
Про Чапаева
Про Штирлица
Про студентов
Маразмы
Армейские
Эротические
Детские
Компьютерные
С пейджера
Обои для рабочего стола
(Wallpapers)
Девушки
Бритни Спирс
Властелин колец
Matrix
Звёздные войны
Автомобили
Животные
Авиация
Мистические
Космос


© prikol.pp.ru   Prod. Ltd. Inc., 2001-2025, Russia. Contact us.
Online since 2001-11-19. Today 18 January 2025. English version.
При использовании материалов с сайта, ссылка на prikol.pp.ru обязательна!