Двенадцать стульев. Илья Ильф, Евгений Петров

Прикольные картинки
Анимированные GIF-ки
Похабные
Компьютерные
Чернуха !
Эротические
Автомобильные
Новогодние
Спортивные
Запрещённые
Пошлые комиксы
Бивис и Батхед
Садистские стишки
Пошлые загадки
Юмористические рассказы




    продолжалась и во втором зифовском варианте - уцелели немногие. В после-
    дующих изданиях исчезали имена опальных партийных лидеров, высокопостав-
    ленных чиновников и т. п. Потому вариант 1938 года отражает не столько
    "последнюю авторскую волю", сколько совокупность волеизъявлений цензоров
    - от первого до последнего. И многолетняя популярность "Двенадцати
    стульев" свидетельствует не о благотворном влиянии цензуры, но о качест-
    ве исходного материала, который не удалось окончательно испортить.

    Политический контекст

    Популярным роман стал сразу же, разошелся на пословицы и поговорки -
    результат крайне редкий для книги советских писателей. Критика, однако,
    довольно долго пребывала в растерянности. Не заметить новый сатирический
    роман, опубликованный центральным издательством, было нельзя, но и спо-
    рить о его достоинствах или недостатках критики не торопились. Лишь 21
    сентября 1928 года в газете "Вечерняя Москва" появилась небольшая рецен-
    зия, подписанная инициалами "Л. К.", автор которой не без снисходи-
    тельности указывал, что хоть книга "читается легко и весело", однако в
    целом "роман не поднимается на вершины сатиры", да и вообще "утомляет".
    Затем критика умолкла надолго. По сути, обсуждение началось лишь после
    того, как 17 июня 1929 года в "Литературной газете" под рубрикой "Книга,
    о которой не пишут" была опубликована статья, где указывалось, что роман
    "несправедливо замолчала критика".
    В итоге, как известно, советские литературоведы условились считать
    очевидным, что объект сатиры Ильфа и Петрова - "отдельные недостатки", а
    не "советский образ жизни". Формула эта очень удобна, поскольку объясня-
    ет практически все, ничего конкретно не касаясь. Однако первоначальная
    растерянность опытных рецензентов подтверждает, что в 1928 году объясне-
    ние, предложенное позже, было далеко не очевидным. Скорее уж очевидным
    было то, что всегда ценили поклонники Ильфа и Петрова, оппозиционно
    настроенные к режиму: авторы "Двенадцати стульев" шутили очень рискован-
    но, огульно высмеивали отечественную прессу, издевались над традиционны-
    ми советскими пропагандистскими установками. Критики-современники это,
    безусловно, заметили, и все же нашлись у них основания не спешить с
    разгромными отзывами.
    Понятно, что и авторы романа, снискавшие к 1927 году известность в
    качестве абсолютно лояльных газетчиков, да и покровительствовавший им
    сановный Нарбут, известный своей осторожностью в вопросах идеологии,
    рассчитывали не на разгромные рецензии. Значит, в 1927 году - при работе
    над романом - дерзкие шутки Ильфа и Петрова признавались вполне уместны-
    ми, а вот в 1928 году их допустимость вызвала у современников серьезные
    сомнения. Но сомнения эти разрешились в пользу авторов романа - после
    "сигнала сверху", санкционировавшего благожелательный отзыв в "Литера-
    турной газете".
    Понадобилось время, чтобы рецензенты окончательно убедились: авторы
    "Двенадцати стульев" не вышли за допустимые пределы и не собирались это
    делать. Наоборот - они строго следовали требованиям конъюнктуры. Литера-
    турно-политической конъюнктуры, сложившейся к началу работы над романом,
    но отчасти изменившейся к моменту его издания. Под патронажем Нарбута
    они написали книгу о том, что в Шанхае ничего особенного не случилось. И
    таким образом выполнили партийную директиву.
    Отметим, что действие в романе начинается весной и завершается осенью
    1927 года - накануне юбилея: к 7 ноября готовилось широкомасштабное
    празднование десятилетия со дня прихода к власти партии большевиков, де-
    сятилетия Советского государства. На это же время - с весны по осень
    1927 года - пришелся решающий этап открытой полемики официального пар-
    тийного руководства с "левой оппозицией" - Л. Д. Троцким и его единомыш-
    ленниками. Именно в контексте антитроцкистской полемики роман - такой,
    каким он задумывался, - был необычайно актуален.
    Оппозиционеры уже давно утверждали, что лидеры партии - И. В. Сталин
    и Н. И. Бухарин - отказались ради упрочения личной власти от идеала "ми-
    ровой революции", а это неизбежно создает непосредственную угрозу су-
    ществованию СССР в условиях агрессивного "капиталистического окружения".
    Апологеты же официального партийного курса доказывали в свою очередь,
    что оппозиционеры - экстремисты, не умеющие и не желающие работать в ус-
    ловиях мира и потому мечтающие о перманентных потрясениях "мировой рево-
    люции", о возрождении "военного коммунизма", тогда как правящая группа
    Сталина-Бухарина - гарант стабильности, опора нэпа.
    Весной 1927 года у оппозиционеров появились новые аргументы. Неудачей
    завершились многолетние попытки "большевизировать" Китай, где шла много-
    летняя гражданская война, широко обсуждавшаяся советской прессой. 15 ап-
    реля советские газеты пространно-истерично сообщили о том, что в Шанхае
    недавние союзники - китайские левые радикалы националистического толка -
    изменили политическую ориентацию и приступили к уничтожению соотечест-
    венников-коммунистов.
    Статья в "Правде" называлась "Шанхайский переворот", и это словосоче-
    тание вскоре стало термином. Лидеры "левой оппозиции" объявили "шанхайс-
    кий переворот" закономерным результатом ошибочной сталинско-бухаринской
    политики, из-за которой страна оказалась на грани военной катастрофы. По
    их мнению, неудача в Китае, способствовавшая "спаду международного рабо-
    чего движения", отдалила "мировую революцию" и помогла "консолидации сил
    империализма", чреватой в ближайшем будущем тотальной войной всех буржу-
    азных стран со страной социализма. Опасность, настаивали оппозиционеры,
    усугубляется еще и тем, что внутренняя политика правительства, нэп, сни-
    жает обороноспособность страны, поскольку ведет к "реставрации капита-
    лизма", множит и усиливает внутренних врагов, которые непременно будут
    консолидироватъся с врагами внешними.
    Сталинско-бухаринские пропагандисты попали в сложное положение: троц-
    кисты апеллировали к модели "осажденная крепость", базовой для советской
    идеологии. Конечно, аргументы "левой оппозиции" легко было опровергнуть,
    ссылаясь, к примеру, на то, что "мировая революция", как свидетельствует
    недавний опыт, вообще маловероятна и "шанхайский переворот" - в самом
    худшем случае - означает лишь безвозвратную потерю средств, потраченных
    на экспансию в Китай, а вовсе не интервенцию, равным образом нет и
    "внутренней угрозы". Однако в этом случае официальные идеологи вынуждены
    были бы отвергнуть советскую аксиоматику: положения о "мировой револю-
    ции", о постоянной военной угрозе со стороны "империалистических прави-
    тельств", о заговорах "врагов внутренних" - ее неотъемлемые элементы.
    Пришлось прибегнуть к экивокам, объясняя, что "шанхайский переворот"
    - событие хоть и досадное, но не столь значительное, как утверждают оп-
    позиционеры; "мировая революция" все равно далека; война, конечно, неиз-

    Страница 4 из 157 Следующая страница

Анекдоты
Избранные
Чернуха!
Эротические
Про голубых
Про Вовочку
Про наркоманов
Про Новых Русских
Армейские
Медицинские
Компьютерные
Про чукчу
Про евреев
Про Чапаева
Про Штирлица
Про студентов
Маразмы
Армейские
Эротические
Детские
Компьютерные
С пейджера
Обои для рабочего стола
(Wallpapers)
Девушки
Бритни Спирс
Властелин колец
Matrix
Звёздные войны
Автомобили
Животные
Авиация
Мистические
Космос


© prikol.pp.ru   Prod. Ltd. Inc., 2001-2025, Russia. Contact us.
Online since 2001-11-19. Today 18 January 2025. English version.
При использовании материалов с сайта, ссылка на prikol.pp.ru обязательна!