водителя, обличавшего империалистические замыслы Екатерины II в связи с
любовью покойной императрицы к мебели стиля Луи-Сез*.
Это и был большой двухсветный зад с колоннами. Лиза прошла в противо-
положный его конец, где знакомый ей товарищ Бендер жарко беседовал со
своим бритоголовым спутником.
Подходя, Лиза услышала звучный голос:
- Мебель в стиле шик-модерн. Но это, кажется, не то, что нам нужно.
- Да, но здесь, очевидно, есть еще и другие залы. Нам нужно система-
тически все осмотреть.
- Здравствуйте, - сказала Лиза.
Оба повернулись и сразу сморщились.
- Здравствуйте, товарищ Бендер. Хорошо, что я вас нашла. А то одной
очень скучно. Давайте смотреть все вместе.
Концессионеры переглянулись. Ипполит Матвеевич приосанился, хотя ему
было неприятно, что Лиза может их задержать в важном деле поисков брил-
лиантовой мебели.
- Мы типичные провинциалы, - сказал Бендер нетерпеливо, - но как по-
пали сюда вы, москвичка?
- Совершенно случайно. Я поссорилась с Колей.
- Вот как? - заметил Ипполит Матвеевич.
- Ну, покинем этот зал, - сказал Остап.
- А я его еще не смотрела. Он такой красивенький.
- Начинается! - шепнул Остап на ухо Ипполиту Матвеевичу. И, обращаясь
к Лизе, добавил: - Смотреть здесь совершенно нечего. Упадочный стиль.
Эпоха Керенского.
- Тут где-то, мне говорили, есть мебель мастера Гамбса, - сообщил Ип-
полит Матвеевич, - туда, пожалуй, отправимся.
Лиза согласилась и, взяв Воробьянинова об руку (он казался ей удиви-
тельно милым представителем науки), направилась к выходу. Несмотря на
всю серьезность положения и наступивший решительный момент в поисках
сокровищ, Бендер, идя позади парочки, игриво смеялся. Его смешил предво-
дитель команчей в роли кавалера.
Лиза сильно стесняла концессионеров. В то время как они одним взгля-
дом определяли, что в комнате нужной мебели нет, и невольно влеклись в
следующую, - Лиза подолгу застревала в каждом отделе. Она прочитывала
вслух все печатные научно-идеологические критики на мебель, отпускала
острые замечания насчет посетителей и подолгу застревала у каждого экс-
поната. Невольно и совершенно незаметно для себя она приспосабливала ви-
денную мебель к своей комнате и потребностям. Готическая кровать ей сов-
сем не понравилась. Кровать была слишком велика. Если бы даже Коле уда-
лось чудом получить комнату в три квадратных сажени, то и тогда средне-
вековое ложе не поместилось бы в комнате. Однако Лиза долго обхаживала
кровать, обмеривая шажками ее подлинную площадь. Лизе было очень весело.
Она не замечала кислых физиономий своих спутников, рыцарские характеры
которых не позволяли им сломя голову броситься в комнату мастера Гамбса.
- Потерпим, - шепнул Остап, - мебель не уйдет, а вы, предводитель, не
жмите девочку. Я ревную.
Ипполит самодовольно улыбнулся.
Залы тянулись медленно. Им не было конца. Мебель александровской эпо-
хи была представлена многочисленными комплектами. Сравнительно небольшие
ее размеры привели Лизу в восторг.
- Смотрите, смотрите! - доверчиво кричала Лиза, хватая Воробьянинова
за рукав. - Видите это бюро? Оно чудно подошло бы для нашей комнаты.
Правда?
- Прелестная мебель! - гневно сказал Остап. - Упадочная только.
Мебель не произвела на Ипполита Матвеевича должного впечатления. Меж-
ду тем она была прекрасна. Совершенство ее форм поражало глаз.
Лиза мечтательно сказала:
- На этом кресле, может быть, сидел Пушкин.
- Кто вы говорите, Пушкин? - спросил Остап. - Сейчас я узнаю.
Остап стал на колени и заглянул под сиденье.
- На нем сидел О'Генри, в бытность его в американской тюрьме
Синг-Синг*. Вы удовлетворены? А теперь мы смело можем перейти в другую
комнату.
Стада диванов, секретеров, горок, шкафов, все стили, все времена, все
эпохи были осмотрены концессионерами, а залы, большие и маленькие, все
еще тянулись.
- А здесь я уже была, - сказала Лиза, входя в красную гостиную, -
здесь, я думаю, останавливаться не стоит.
К ее удивлению, равнодушные к мебели спутники не только не рвались
вперед, а замерли у дверей, как часовые.
- Что ж вы стали? Пойдем. Я уже устала!
- Подождите, - сказал Ипполит Матвеевич, освобождаясь от ее руки, -
одну минуточку.
Большая комната была перегружена мебелью. Гамбсовские стулья располо-
жились вдоль стены и вокруг стола. Диван в углу тоже окружали стулья. Их
гнутые ножки и удобные спинки были захватывающе знакомы Ипполиту Матвее-
вичу. Остап испытующе смотрел на него. Ипполит Матвеевич стал красным.
- Вы устали, барышня, - сказал он Лизе, - присядьте-ка сюда и отдох-
ните, а мы с ним походим немного. Это, кажется, интересный зал.
Лизу усадили. Концессионеры отошли к окну.
- Она? - спросил Остап.
- Как будто она. Только не та обивка.
- Великолепно, обивку могли переменить.
- Нужно более тщательно осмотреть.
- Все стулья тут?
- Сейчас я посчитаю. Подождите, подождите...
Воробьянинов стал переводить глаза со стула на стул.
- Позвольте, - сказал он наконец, - двадцать стульев. этого не может
быть. Их ведь должно быть всего десять.
- А вы присмотритесь хорошо. Может быть, это не те.
Они стали ходить между стульями.
- Ну? - торопил Остап.
- Спинка как будто не такая, как у моих.
- Значит, не те?
- Не те.
- Мура. Напрасно я с вами связался, кажется.
Ипполит Матвеевич был совершенно подавлен.
- Ладно, - сказал Остап, - заседание продолжается. Стул - не иголка.
Найдется. Дайте ордера сюда. Придется вступить в неприятный контакт с
администрацией музея. Садитесь рядом с девочкой и сидите. Я сейчас при-