И они идут с отцом пить газировку со своей кружкой,
потому что на юге страны свирепствует болезнь с
противным названием "холера", и по плацкартному вагону
холодной шипящей змеей проползают слухи об американских
шпионах, которые добрались аж до Орла и подкладывают в
мойку питьевых автоматов зараженные стаканы.
После трех доз с сиропом, когда язык приятно холодит и
пощипывает, а в нос ароматно шибает апельсиновыми
газами, они возвращаются к вагону - и тут случается
нечто страшное: им навстречу по перрону быстро идет,
будто катится, та самая женщина с девочкой, в руках у
нее по ведру яблок, из кармана кофты торчит скомканная
марля... Владик в предчувствии беды прячется за отца, а
женщина надвигается прямо на них с криками "купите
яблочков!". Ничего не подозревающий отец
останавливается, и как его не тянет Владик за свитер,
оттаскивая от опасного места, спрашивает:
- Почем?
- Задаром отдам, - радуется тетка, - три рубли ведро.
- Разве это задаром? - усмехается отец.
Он собирается уходить, и Владик радуется, что на этот
раз, кажется, "пронесет", но вредная женщина не отстает
- она вынимает из ведра подрумяненное с одной стороны
яблоко:
- Да вы гляньте, гляньте! Ароматы какие! Пробуйте,
пробуйте! Бери, малыш!
К ужасу Владика, женщина протягивает ему в пухлой
красной руке увесистое яблоко - в голову ударяет набат:
"ТОЛЬКО НИЧЕГО НЕ ТРОГАТЬ!!!" Владик отчаянно мотает
головой, и в этот момент случается НЕПОПРАВИМОЕ:
женщина, изловчившись, резким движением оттягивает ему
ворот джемпера и бросает за шиворот яблоко...
Дальше в воспоминаниях Влада - черный провал. Следующая
картина - он громко вслипывает в поезде на руках у
мамы, перед глазами все кружится и плывет. На столе
лежит коричневатый огрызок от съеденного отцом
яблока...
-------------------------
- Весьма недурно, - похвалил Весельчака Валидатор. - Я
даже не ожидал. Думал, тебя на юмор потянет.
- Кх... я и сам так полагал, - смущенно признался
Весельчак, - хотел написать что попроще, а вышло
закрученно... Но ты же сам сказал, чтоб серьезно и без
дураков.
- Вполне, вполне!
- Да, но только... неинтересно как-то получается. Что
читатели скажут?
- Какие читатели? - задумался Валидатор.
- Ну эти, мифические... или как их там? Потенциальные!
- Это тебя пусть не волнует! - ободряющего хлопнул
Валидатор по плечу коллегу по перу. - Сколько
потенциальных читателей, столько и потенциальных
мнений.
5. Дальше, выше, быстрее...
(от Валидатора)
Учеба давалась Владу тяжело. Но не потому, что у него
не было способностей, а по той простой причине, что он
не мог их использовать так , как этого от него ожидали.
Типичный пример: ему на уроке задают решать
математическую задачу, и он довольно быстро, быстрее
других, находит три ответа, один из них верный, а два
другие - явно неправильные из-за ошибки в формуле или в
расчетах. Любой нормальный ребенок перепишет с
черновика в тетрадь верный ответ, но Влад поступал
по-другому: правильные результаты он сообщал учителю
только тогда, когда ЭТО ЕМУ БЫЛО НУЖНО. То есть только
в тех случаях, когда в учительском журнале в графе с
его фамилией накапливалось критическое число двоек, и
нужно было срочно получать пятерку, чтобы преподаватель
смог вывести за четверть общей оценкой тройку и
избавить его, Влада, от разборок в учительской и
наказания дома. Он это делал не из шалости или
вредности, а из принципа, который заключался в том, что
любой ответ верен только в том случае, если он несет на
себе полезную нагрузку. Иначе все ответы равноценны,
как равноценен ноль со знаком плюс или минус, и каждый
из них можно считать одновременно и верным, и
ошибочным.
Была у Влада и другая черта, которую трудно было
объяснить с точки зрения традиционной детской
психологии: он ни в чем и никогда не хотел выделяться
среди других. Если он на уроке первым выполнял задание,
то никогда не спешил тянуть вверх руку, чтобы заявить
об этом. В диктантах он намеренно делал ошибки, чтобы,
не дай Бог, не написать лучше всех. Особенно угнетали
его соревнования на уроках физкультуры с их непременной
задачей прыгнуть дальше всех, пробежать быстрее всех и
сделать больше всех отжиманий от пола. Ему постоянно
приходилось быть начеку, чтобы ненароком кого-то не
перегнать или не превзойти в силе.
Родители давно заметили, что их сын специально
измазывает себе лицо чернилами, отрывает пуговицы от
пиджака и пачкает в луже ботинки. Заметили - и махнули
на это рукой, потому что счастливы были уже только тем,
что их "чудик" учится в нормальной школе.
Как ни странно для взрослого восприятия, Влад
пользовался в школе авторитетом, как человек, которому
все "пофигу": соученики принимали его страх перед
выделением из общей массы за отчаянный пофигизм. А ему
и действительно было пофигу, будут его ругать или
хвалить - ему самому должно было быть хорошо, а хорошо
он чувствовал себя только тогда, когда ничем не
отличался от остальных.
Страница 27 из 40
Следующая страница