Семья, например, живет не в одном месте, как значится в сценарии: часть -
в облцентре, кое-кто - в рабочем поселке, а мать с отцом - в деревне. В
городе Пелагея Терентьевна бывает редко. Поэтому вид у городского почтальона
должен быть далеко не радостный, а скорее грустный: куда ему девать груду
писем, если адресат в данном пункте не проживает?
Кстати, о тысяче писем. Нет, не приходит Калинкиной такого количества
посланий! Только в Красногорской области матерей-героинь, по сведениям
исполкома, более девятисот человек. Откуда же взято, что все пишут одной
лишь Калинкиной?
Я уже не говорю о том, что младшему представителю семьи довольно трудно
влезть на колени маме: ему 16 лет, рост его примерно 160 сантиметров, а вес
- 60 килограммов.
А по поводу заявления сценариста, что семья живет дружно, что мир и божья
благодать царят в ней, требуется опровержение. По сценарию Вера - студентка,
член научного общества лингвистов (что формально верно), хорошая дочка. Но у
члена научного общества двойки в зачетке, а мама от хорошей дочки частенько
плачет. Пелагею Терентьевну мы застали в городе: она приехала, чтобы
уговорить Веру не выходить замуж за Альберта Бомаршова (кстати, сын автора
нашего сценария).
Тут Костя, наш общий друг, считает, что я лезу опять не в свое просо. Мы,
мол, приехали не для разбора персональных дел, а для съемки фильма. Он
согласен, что в семье действительно есть кое-какие "звычайные"
недоразумения. Но нужно ли их выносить на всесоюзный экран? В конце концов
мы, дескать, воспитываем зрителя и обязаны показать образцовую советскую
семью.
А я ему говорю: не надо, товарищ Благуша, прятаться за формулой "так все
делают". Я знаю, что сейчас Мартын сошлется на Протарзанова, но тем не менее
мэтр почему-то данный сюжет снимать не поехал, а послал нас. И вот теперь
сидит Мартын в гостинице и вспоминает протарзановские афоризмы. Ты бы
послушал этого юношу: "Ах, ах, снимает Протарзанов прекрасно! Как у него
расположены свет и тени! Рембрандт! Какие раккурсы, что за точки съемки он
находит! В своем деле он виртуоз и новатор. Какие у него эффекты!"
И забывает наш друг, что от эффектов до дефектов один шаг. Честное слово,
меня подмывает порвать творческое содружество и попробовать снимать фильм
порознь. Пусть Мартын крутит все по-бомаршово-протарзановски, а я буду
по-своему. то-есть в соответствии с правдой-истиной. Это киноочерк, да?
Почему в литературный очерк можно внести отрицательные нотки и критику" а в
киноочерк нельзя? Хорошо бы снять все как есть - с плюсами и минусами. Кино
и крахмало-паточное производство - это ведь разные министерства. А их все
время путают.
Вставка рукой Благуши. Я больше не выдерживаю этих нападок. Торопись,
Костя, с ответом. Видишь, этот Дон-Кихот стоит на краю гибели. За такие
вольности худсовет нас расщепит на молекулы. А от картины "Дружная семья"
зависит наше будущее. В конце концов придется мне тоже порвать с этим
воинственным субъектом и снимать фильм отдельно. У меня есть, кстати, энное
количество лично мне принадлежащей пленки: помнишь, я получил ее в подарок
от Протарзанова на выпускном вечере? Он сказал тогда: "Друзья мои! У меня
есть традиция: каждый год вручать лучшему моему ученику символический дар -
катушку пленки, и пусть на эту ленту будут запечатлены первые шедевры вашего
творчества". Чувствую, что выполнить его пожелание трудненько. Дело в том,
Что обстоятельства съемки, как ты, наверное, уже понял, усложнились. Поэтому
ряд несовпадений со сценарием, конечно, будет. Ты изложи все это Фениксову,
а мы через неделю позвоним на студию, чтобы выяснить ситуацию. Костя, наша
судьба в твоих руках! На тебя вся надежда!
Рукой Можаева: Кстати, о Надежде.
Поскольку мы с Мартыном остроконфликтные вопросы решили и договорились
снимать фильм порознь, в двух вариантах (пока не будет новых директив), то
можно затронуть и вольные темы. Ты, Костя, был прав, заявив однажды, что
Мартын сверхвлюбчивая натура. Его сразу же по приезде в Красногорск попутал
лирический бес. Он уже покорен одной из дочерей Калинкиных - Надеждой. Даже
во сне устраивает сям с собой диспуты на темы о любви и дружбе. Боюсь, что
любовь скажется на темпах работы. Он, по-моему, больше думает о карнавале,
который будет в Красногорске в ближайшие дня, чем о фильме. Тем более, что
клятвенно обещал девушке там быть... Поэтому напиши ему что-нибудь
антилирическое. Надо спасать товарища.
Рукой Благуши: Можаев хитрун! У нас в Виннице влюбляются раз в жизни, да
еще перед этим года три к девушке присматриваются, чтоб характер изучить
досконально. Кроме того, у меня есть жизненная установка: не влюбляться с
первого взгляда, чтобы не поступать легкомысленно и безответственно. А
Надежда Прохоровна? Она меня интересует как объект для съемки, как
сотрудница оригинального учреждения - бюро находок. У нас самые деловые
отношения Что же касается разговоров во сне, то они велись только на тему
дружбы, как сейчас помню.
Итак, благослови: завтра первый самостоятельный операторский день в нашей
жизни! Уверен, что кадры "Тимофей Калинкин на работе" будут сняты на
"отлично"! В облторге (где работает Тимофей Прохорович) нашлись двое очень
симпатичных людей: начахо Умудренский и его агент по снабжению Сваргунихин.
Они поклялись, что обеспечат нас осветительной аппаратурой и всем
необходимым. Самоотверженные труженики советской торговли!
До побачення, Костя, жму руку!
Мартын.
Рукой Можаева: Горячий привет.
Юрий
Гостиница "Тянь-Шань", номер 38.
Фельетон четвертый
ЗАГОВОР РАВНЫХ
Не тот нынче подхалим пошел. Прежние подлизы с заискивающими улыбками и
угодливо согбенным станом вымирают, как мамонты. Старые тропки к сердцу
начальства поросли фельетонным бурьяном. Подхалимы-полуидиоты, наводнившие
юмористическую литературу, приучили публику смотреть на себя с добродушной,
снисходительной улыбкой. Такой человек зачастую считается прямолинейным, как
Невский проспект, и ясным, как витринное стекло. До сих пор еще подхалимаж в
шкале аморальных поступков занимает место где-то между безбилетным проездом
в метро и курением в неположенных местах.
Подхалим легко меняет свое лицо. В искусстве перевоплощения с ним могут