дальнейшего усложнения, перескакивает в разряд програмных проектов с
непредсказуемам состоянием завершенности.
См. также книгу Ф.Брукса "Мифический человеко-месяц".
3. Коррелирует с второй частью принципа первого. Ни мысли об
окончании работ, ни мысли о деньгах или престиже не должны занимать
голову программиста даже в режиме Terminate but Stay Resident
(Окончиться, но не освобождать память). Память программиста во время
работы над программой должна быть полностью отдана программе. Опыт
показывает, что любые посторонние мысли в конечном счете только мешают.
Что делать, если посторонние мысли все-таки лезут? Или заниматься
аутотренингом; или найти работу поинтереснее; или найти, как обойти
данное неинтересное место в программе или сделать его интересным; или
ничего не делать с сознанием того, что работаешь медленнее и хуже, чем
мог бы; или устоить перерыв.
4. В древности считалось, что программирование начинается с
рисования блок-схем. Опыт показывает, что начинать программирование
нужно задолго до и кончать значительно позже этапа собственно работы с
текстом программы.
Этот принцип работы глубок. Что вы, собственно, хотите сказать
своей программой? Хватит ли у вас сил, средств и ресурсов? Не написана
ли она уже давно другим? Нужна ли она будет кому-нибудь после того, как
она примет товарный вид? Сможет ли этот кто-нибудь ее купить, при
условии, что вы произвели ее для продажи? И, опять же, если вы
преполагаете продавать свою программу, как и за сколько вы будете ее
продавать?...
Все эти и множество других вопросов могут влиять на текст вашей
программы.
5. К этому надо стремиться. В этом состоит подлинное исскуство.
6. Каждый программист или имеет свое мнение о хорошей программе,
или когда-нибудь слышал чье-то. Пишущие на Паскале стараются не
применять оператор GOTO и рассуждают об абзацных отступах. Пишущие на СИ
стараются размещать не более одной процедуры на экране. Пишущие на языке
ассемблера изощряются не только в операторах, но и в комментариях. И
т.д. Все это существенно, если вы пишете программу не на продажу. В
этом случае вы просто пишете программу. Следовать принципу
"программирования программирования" не обязательно.
Другое дело - программировать товарный программный продукт. Текст
товарной программы может быть красивым, но время обычно против красоты.
Покупатель руководствуется совсем другими критериями, чем красота
исходника. С другой стороны, красиво написанная программа более удобна с
точки зрения отладки, содержит меньше логическких ошибок и обычно
работает более надежно. Единственный выход - сразу писать красиво.
7. Только так. Если вы еще не понимаете, почему недопустимы другие
ответы, все равно отвечайте одним из двух предложенных способов не
задумываясь.
8. Игры, антивирусы, NORTON COMMANDER и прочие резиденты, драйверы
ALFA и BETA должны быть удалены из памяти, а то и вообще с винчестера.
Это - детские болезни.
Что касается игры ТЕТРИС, то это самая лучшая компьютерная игра, но
все равно нудная.
9. Этот принцип можно назвать глубочайшим. О, сколь многие
потратили месяцы и годы на написание программ, которые уже давно
написаны.
Одно по-настоящему внимательное прочтение руководства по MS-DOS
избавит вас от многих и многих разочарований и неприятных открытий.
10. Можно быть программистом и не писать программы. Нельзя долго
оставаться программистом, не читая документацию. Распечатка дампов
необязательна ровно настолько, насколько не обязательно открывать капот
собственной автомашины (просмотр дампов на экране - полумера).
Невозможно программировать не выспавшись. Если вы не программист, но
начальник программистов и заставляете их приходить на работу к
определенному сроку, то вы теряете программистов и приобретаете
набивальщиков невразумительных текстов.
11. Это один из постулатов теории информации. Настоящий программист
умеет использовать в своей работе всю информацию, которая имеется в его
распоряжении на данный момент по данному вопросу. Любую книгу
программист читает в том числе и как документацию и из любого печатного
издания извлекает сведения по программированию.
12. Комментарий к принципу 10 может показаться мрачноватым, но, к
счастью, действия, описанные в нем, только необходимы, но не достаточны.
Программист не живет, чтобы работать, и не работает, чтобы жить. Все
недоразумения возникают из незнания того, что рабочим инструментом
программиста являются, помимо головы, его душа и эстетическое чувство.
13. Чисто стилевой элемент. Иллюстрирует тот факт, что грош цена
системе, не имеющей возможности для развития.
Журнал "Монитор" N 4 1992 г.
Притчи о компьютерных жителях. (А.Голубев)
ПРЕДИСЛОВИЕ
Уважаемый Читатель!
Всеобщая компьютеризация родных просторов и отечественных
весей привела к небывалому духовному подъему советского
человека - вечного строителя светлого будущего. Теперь, после
свержения жупелов неофеодализма, вся страна с радостью и
небывалым энтузиазмом вглядывается в надвигающийся паралич
мировой экономики. "Им нас не прокормить!" - радостно
воскликают пессимисты. И это, товарищи, правильно. Hа этой
благодатной почве пышным цветом расцветают мировые
представители попсово-митьковского толка прозападной
ориентации.
Hе проходите мимо! Обратите внимание на глубину экспрессии,
которой пронизаны эти незамысловатые, на первый взгляд,
сюжеты! Сколько в них света и внутренней красоты! А любимая
присказка товарища Комманда Кома, одного из главных персонажей
цикла: "Дык, оболочки дешевые!". Какое мастерство владения
родной речью, какая поразительная степень органичного слияния
фольклора, местами сказочного, с сугубо технической
информацией.
Именно поэтому редакция приветствует появление нового жанра
в отечественной прозе и, желая прослыть в кругах ценителей
такого (иногда говорят, английского, хотя это и не совсем
верно) юмора, предоставляет свои страницы произведению "Притчи
о компьютерных жителях".
В то же время, сознавая, что шедевры появляются редко,
просим не присылать нам дешевые подделки. Кроме того, поскольку
наш журнал посвящен компьютерной тематике, притчи о пещерных,
сельских, таежных и прочих жителях также приниматься не будут!
* * *
Когда Диггер сломал обе ноги, он стал передвигаться
на колесиках.
* * *
Страница 51 из 104
Следующая страница