|
49. ГЕНИЙ И ЗЛОДЕЙСТВО Человечество давно интересовал вопрос: "Совместимы ли гений и злодейство?" Может ли преступник создавать прекрасное? Первыми на практике это проверили чиновники персидского царя Дария. - Наскальный рельеф в честь вашего триумфа? Чтобы в пол горы и ни снизу ни сверху вражьей руке не дотянуться? Будет сделано... А ну, пригнать сюда полторы тыщи преступников. Каждого привязать на веревку, спустите со скалы. Пускай висят и высекают. Как свое отваял, веревку обрезать, пускай летит вниз. На одних харчах сколько сэкономим! Рельеф, гигантский, поражающий воображение изваяли. Правда, тут трудно понять, кто были преступниками, да и имя автора затерялось. В более близкие к нам времена вклад в решение этого вопроса попытался вложить римский император Август. При его дворе мотался поэт Публий Овидий Назон. Это был безусловно выдающийся поэт, но черт его тянул за язык и помимо классических сюжетов он изредка задевал злободневные темы. Так однажды возьми и напиши: - Жестокая мачеха готовит смертельный яд... И - бац! - умирают сразу все законные наследники Августа. Остается одна бездетная жена императора. Молва утверждает... Тут, конечно, поднимается шум. Жена кричит: "Я так это не оставлю! Это что за намеки?" Август говорит: "Опять этот поэтишка! Прямой какой-то государственный преступник. Сошлем-ка его подальше к диким готам. Посмотрим, сможет ли он там писать свои коварные стихи?” И грузят поэта на корабль и увозят к чертовой матери на самый край римской земли. И там поэт бродит среди черноморских ковылей и овец, бормочет свои чудесные гекзаметры и умирает. Однако, тут мы должны признаться, что эксперимент поставленный императором тоже не был чистым: какой же Овидий законченный преступник? Тут нам на помощь приходят почти что наши современники - музыкальные критики, которые жили в одно время с композиторами Моцартом и Сальери. "Итак, приступим, - решили они. - Ну с Моцартом все ясно, а вот Сальери: сможет ли он сочинять музыку, если заставить его совершить преступление? Сможет ли он, подлая душа, создавать после этого прекрасные симфонии?” И они покупают в аптеке яд и подсовывают этот яд Сальери. - Вы только подумайте, - нашептывают они, - ваш друг Моцарт совсем обнаглел - тридцать вторую симфонию валяет. С пяти лет гаденыш сочиняет. Сколько можно? А такие как Вы - в тени. Вот вам пакетик, щепоточку в рюмку и порядок. Далее мнения историков расходятся, но по нашему глубокому убеждению Сальери, хотя и завидовал Моцарту и писал не в пример хуже, от такого гнусного предложения наотрез отказался. - Ну, надо же! Тема горит, - долго сокрушались музыкальные специалисты. - Прямо хоть обоих трави. На их счастье Моцарт простудился и умер. И вот тогда они не растерялись: быстренько распространили слух -Моцарт отравлен. Кем? Сальери. И сразу же их научная тема приобрела результат и законченную форму: "Гений и злодейство несовместимы". Между прочим, музыковеды яд в аптеку так и не вернули. 50. ГАВРИЛА ДЕРЖАВИН Под хорошее настроение и начитавшись Дидерота, императрица Екатерина велела привести ей поэта. Томила мысль иметь собственного Лафонтена. Привели Гаврилу Державина. - Говорят, ты, сударь, зело в версификациях искусен? - милостиво спросила императрица. Гаврила поклонился. - Ну, почитай, а мы послушаем. - Дней бык пег, медленна лет арба, - начал было поэт. Лицо самодержицы потеряло плезир. - Мой стих трудом громаду лет прорвет, - стал читать Гаврила другое. - Их кант нихт ферштеен! И это стихи? - прервала его императрица по-немецки. - Придется тебе, голубчик, ехать обратно в свои Петушки. Поэт понял: карьера трещит по швам. - Богоподобная царица киргиз-кайсацкая орда... - начал он, заикаясь. Самодержица расцвела. - Вот это другое дело! - сказала она. - Граф Панин, определите его ко двору, да припишите деревеньку душ двести. "Талантлив, шельмец, - подумал граф, затачивая гусиное перо. -Глядишь, и лучшим, талантливейшим поэтом эпохи станет!” 51. МАРАТ И ВЕЛИКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ Великая Французская революция, как всякая революция, была торжеством Разума и Нравственности. Для начала вожди революции решили противопоставить разум католическому мракобесию. Для этого артистку Терезу Обри нарядили в белую хламиду, надели ей на голову красную шапочку, а в руки дали копье. Под радостные клики народа Богиню Разума сперва провели под сводами Собора Парижской богоматери, а затем провезли под звуки пушечных салютов в Конвент. Там депутаты, стоя, приветствовали небожительницу. - Ну, вот, Богиня ушла, теперь примем несколько очередных решений, -сказали депутаты, рассаживаясь по местам. - Главное - как пополнить казну. Разумно отобрать у церкви имущество. Священников, не подчиняющихся этому решению обезглавливать. Соборы? Соборы изъять... Сколько будет новых складов, тюрем, конюшень! В конвент Богиню Разума привел прокурор Шометт. Теперь именно он кинулся исполнять решение конвента. - И что это он так старается? - усомнились депутаты. - Конфискует, расстреливает. Ишь, сколько власти набрал. Сегодня он священников, а завтра нас... Не долго думая, они отправили прокурора на гильотину. Разум торжествовал. А вот среди столпов Нравственности особенно выделялся Друг народа Марат. К нему каждый мог прийти и доложить свое дело. Девицу Шарлоту Корде Друг народа принял голышом, сидя в ванне. - Что у тебя за дело? - сурово спросил член Конвента. - Письмо из провинции. Там заговор, - пролепетала девица. Она была не замужем и впервые видела голого мужчину. - Подойди поближе! Дрожа всем телом Шарлота приблизилась. - Что ты боишься, дурочка? Никогда не видела народного трибуна? -ласково спросил Друг народа. Он хотел было обнять девицу, но вспомнил про заговор. “Опять аристократы! - подумал он. - Слишком мы либеральны с ними". В семье Корде уже были расстреляны отец и два сына. Когда Марат начал мокрыми руками вскрывать письмо, Шарлота выхватила из-за лифа кинжал и вонзила его в спину великого человека. Девушку тотчас казнили. Опечатывая квартиру, где было совершено убийство, хозяин дома сказал: - А ля гер, ком а ля гер! - он был старый солдат и путал обычную, по правилам, войну с революцией. Кстати, тут удобно сказать несколько слов, как казнили. Вопрос: кого казнить? - решался в рабочем порядке. Сперва казнили врагов-аристократов, потом - своего брата революционера. А вот - как? Выручил скромный доктор из провинции. Мсье Гильотен механизировал топор: лезвие отделил от топорища, привязал к лезвию две веревки, перебросил их через блоки. Рядом он поставил корзину для отрубленных голов. История бережно сохранила расчет: сколько тонн пороха и тысяч пуль сэкономило это изобретение молодому правительству. Известна и судьба изобретателя: он пал жертвой собственного остроумия.
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© prikol.pp.ru Prod. Ltd. Inc., 2001-2025, Russia. Contact us. Online since 2001-11-19. Today 21 February 2025. English version. При использовании материалов с сайта, ссылка на prikol.pp.ru обязательна! |