- Так где же он сейчас? - тревожно спросила Фрау Маргрет.
- Закопан в надежном месте, Фрау, - спокойно ответил капитан отведя
глаза от рукописи.
- Вы не откопали его из надежного места?
- Бедняга испустил дух, не открыв нам тайны. Целый месяц команда
судна вскапывала и перелопачивала остров, но ни какого надежного места
мы не обнакужили. Понадобяться усилия большой группы людей. На мой
взгляд было бы целесообразно привлечь к такому делу негров. И так, я
продолжаю:
"Ящик, в котором хранится алмаз, заключал в себе еще и объемистую
рукопись, представляющую собой, так сказать, биографию алмаза начиная
с его появления на рынке, что случилось во Флоренции в XVI веке..."
Звучит жуткая тревожная итальянская лютневая музыка и застывший в
значительной позе капитан заслоняется титрами:
КОНЕЦ ПЕРВОЙ СЕРИИ
ГЛАВА ВТОРАЯ ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
"Люди, пришедшие на смену великой эпохе
средневековья, были настолько низки,
что отказали ей в названии культуры."
Г.К.Честертон
"Возрожденческое мирочувствование
помещает человека в онтологическую
пустоту, тем самым обрекает его на
пассивность, и в этой пассивности -
образ мира, равно как и сам человек,
рассыпается на взаимоисключающие точки
- мгновения."
П.Флоренский
На следующий день совершенно трезвый и злой Валера Марус, сделав
коммунальную уборку, включил телевизор аккурат перед началом "Папуаса
из Гондураса".
...
На экране прекрасная Италия в конце периода высокого возрождения.
Кубы золотых на закате крепостей виднеются на отдельных холмах. Между
желтых хлебов по дороге скачут два всадника в черном:
- Чем более жажду я покоя, тем дальше он бежит от меня. Вот и ныне
предпринял я путь во Флоренцию в надежде отдохнуть от скотства всех
скотов и хуже чем скотов, обивающих порог моего повелителя, а пуще
всего этой старой неграмотной скотины Пуанароти, непристанно
клянчащего у пресветлого моего покровителя деньги за свои корявые
поделки - так что мне иной раз неперепадала и десятина эскудо! Так же
я должен был скрыться из Рима из-за одного поганого Ярыги, рыскающего
за мной с компанией таких же как он бандитов за то, что я очистил Рим
от одного шалопая - братца выше упомянутого поганого Ярыги.
И вот я, распеленав шпагу, с деньгами при себе, выехал ночью во
Флоренцию со своим отличным слугой Джулианом, добрым и очень набожым,
как и я малым, только весьма охочим до чужих женушек и страшным
забиякой - так, что случалось ему за день ухлопать двоих, а то и
пятерых - и все по разным поводам.
Имея спутником такого хорошего малого, я и не заметил, как скоротал
дорогу до Флоренции за веселыми рассказами моего слуги, лучше которого
и свет не знал.
По приезду я не мешкая отправился к великому герцогу Козимо,
покровительствующего всем художникам, и если уж такой проходимец как
Челлини при его дворе катается как сыр в масле, сколько ж больше
почестей должно полагаться мне?
Обратившись к герцогу с этой и ей подобными речами, я его весьма к
себе склонил и он попросил немедля показать образцы моего искусства.
Я, недовольный, возразил что их у меня покуда нет, но как только он
представит деньги, мастерские и место, где приложить силы, как то,
например, расписать что-нибудь, я немедля явлю ему все свое немалое
мастерство.
Пока обескураженный герцог размышлял, я непереставая хулил его
прихлебателей - Челлини и Бандинелли, за здорово живешь получающих до
двухсот и более скудо жалования, не считая выклянченного сверх того.
- Удивляюсь только, - в завершении произнес я, - почему один из
этих двух отирал не ухлопал до сего дня другого, или "не замочил", как
публика такого рода изъясняется. Вот уж, воистину получилось бы как по
писанному: "Один гад пожрал другую гадину". Ведь Бенвенуто за свою
поножовщину давно заслужил веревку на шею.
Герчог взял тогда в руку чашу работы незванного Бенвенуто Челлини и
сказал:
- Да, у Челлини было много неприятностей и в Риме и в Милане, да и
во Флоренции... Но уще ли твой вкус так высок, что эту чашу уж и не
назовешь работой мастера!
Снисходительно взглянув на чашу, я, клянусь, так ответил:
- Государь мой, Бенвенуто бесспорно, мастер первостатейный, но
только в одном - деньги выколачивать!
Дивясь моим справедливым словам, герцог Медичи отвел мне и
помещение и сто скудо в задаток работы.
Я между тем уже и придумал, как прославить свое имя, надо сказать
скотской Флоренции. В капелле Барди стены расписаны живописцем Джотто
Бондоне, чему уже больше двух веков. Работа эта по причине тупости
нравов славная, ныне смеха даже не достойна: фигуры как чурбаны,
мрачные, как скоты, тухлые цветом.
Так вот, задумал я эти фрезки переписать заново, неизмеримо лучшим
манером.
Для того наняв натурщицу, приступил я к рисованию картонов, чтобы
показать и их герцогу, склонив его к переписанию названной капеллы
по-моему, в чем виден резон каждому скоту.
На первом картоне я стал изображать святую Терезу, и так, чтобы моя
работа ни в чем не походила на работу этой скотины Джотти. Я рисовал
святую Терезу с моей весьма не дурной собой натурщицы - дамы стройной,
цветущей, с блестящими глазами, распущенными волосами, в
полупрозрачных одеждах, едва прикрывающих голые персы.
Работа у меня пошла было медленно, так как я здоров и очень хорош
собой, и природа моя все время требует своего. Понятно, что я стал
принуждать натурщицу удовлетворить моб природную надобность. Но вместо
того, чтобы принять это за великую для себя честь, мерзавка так стала
орать и сопротивляться, что я склонил ее к плотским утехам с великим
трудом. От этого скотского сопротивления я делался взлохмочен и
обессилен, и работа пошла через пень-колоду, так что герцог уж устал
справляться о картонах через моего мерзавца Мажордома.
На беду пропал мой слуга Джулиано, прежде посильно помогавший мне в
работе, и в обуздании строптивых натурщиц; наверное славного малого
исподтишка пырнул ножом какой нибудь рогоносец-муж, потому что в
честном бою мой слуга легко мог проткнуть любого увальня обывателя.
Приключилась со мной и другая беда. Как то вечером, когда я
возвращался от герцога, у которого просил денег для продолжения
работы, ко мне подошел какого-то скотского вида старикашка и спросил,
не я ли тот прославленный живописец, что прибыл из Рима в эту богом
Страница 6 из 23
Следующая страница