Творчество Михаила Зощенко - самобытное явление в русской советской
литературе. Писатель по-своему увидел некоторые характерные процессы
современной ему действительности, вывел под слепящий свет сатиры галерею
персонажей, породивших нарицательное понятие "зощенковский герой". Нахо-
дясь у истоков советской сатирико-юмористической прозы, он выступил соз-
дателем оригинальной комической новеллы, продолжившей в новых историчес-
ких условиях традиции Гоголя, Лескова, раннего Чехова. Наконец, Зощенко
создал свой, совершенно неповторимый художественный стиль.
Около четырех десятилетий посвятил Зощенко отечественной литературе.
Писатель прошел сложный и трудный путь исканий. В его творчестве можно
выделить три основных этапа.
Первый приходится на 20-е годы - период расцвета таланта писателя,
оттачивавшего перо обличителя общественных пороков в таких популярных
сатирических журналах той поры, как "Бегемот", "Бузотер", "Красный во-
рон", "Ревизор", "Чудак", "Смехач". В это время происходит становление и
кристаллизация зощенковской новеллы и повести.
В 30-е годы Зощенко работает преимущественно в области крупных проза-
ических и драматических жанров, ищет пути к "оптимистической сатире"
("Возвращенная молодость" - 1933, "История одной жизни" - 1934 и "Голу-
бая книга" - 1935). Искусство Зощенко-новеллиста также претерпевает в
эти годы значительные перемены (цикл детских рассказов и рассказов для
детей о Ленине).
Заключительный период приходится на военные и послевоенные годы.
Михаил Михайлович Зощенко родился в 1895 году. После окончания гимна-
зии учился на юридическом факультете Петербургского университета. Не за-
вершив учебы, ушел в 1915 году добровольцем в действующую армию, чтобы,
как вспоминал он впоследствии, "с достоинством умереть за свою страну,
за свою родину". После Февральской революции демобилизованный по болезни
командир батальона Зощенко ("Я участвовал во многих боях, был ранен, от-
равлен газами. Испортил сердце...") служил комендантом Главного почтамта
в Петрограде. В тревожные дни наступления Юденича на Петроград Зощенко -
адъютант полка деревенской бедноты.
Годы двух войн и революций (1914-1921) - период интенсивного духовно-
го роста будущего писателя, становления его литературно-эстетических
убеждений. Гражданское и нравственное формирование Зощенко как юмориста
и сатирика, художника значительной общественной темы приходится на поок-
тябрьский период.
В литературном наследии, которое предстояло освоить и критически пе-
реработать советской сатире, в 20-е годы выделяются три основные линии.
Во-первых, фольклорно-сказовая, идущая от раешника, анекдота, народной
легенды, сатирической сказки; вовторых, классическая (от Гоголя до Чехо-
ва); и, наконец, сатириконская. В творчестве большинства крупных писате-
лей-сатириков той поры каждая из этих тенденций может быть прослежена
довольно отчетливо. Что касается М. Зощенко, то он, разрабатывая ориги-
нальную форму собственного рассказа, черпал из всех этих источников, хо-
тя наиболее близкой была для него гоголевско-чеховская традиция.
На 20-е годы приходится расцвет основных жанровых разновидностей в
творчестве писателя: сатирического рассказа, комической новеллы и сати-
рико-юмористической повести. Уже в самом начале 20-х годов писатель соз-
дает ряд произведений, получивших высокую оценку М. Горького.
Опубликованные в 1922 году "Рассказы Назара Ильича господина Синебрю-
хова" привлекли всеобщее внимание. На фоне новеллистики тех лет резко
выделилась фигура героя-сказчика, тертого, бывалого человека Назара
Ильича Синебрюхова, прошедшего фронт и немало повидавшего на свете. М.
Зощенко ищет и находит своеобразную интонацию, в которой сплавились вое-
дино лирико-ироническое начало и интимно-доверительная нотка, устраняю-
щая всякую преграду между рассказчиком и слушателем.
В "Рассказах Синебрюхова" многое говорит о большой культуре комичес-
кого сказа, которой достиг писатель уже на ранней стадии своего твор-
чества:
"Был у меня задушевный приятель. Ужасно образованный человек, прямо
скажу - одаренный качествами. Ездил он по разным иностранным державам в
чине камендинера, понимал он даже, может, по-французскому и виски иност-
ранные пил, а был такой же, как и не я, все равно - рядовой гвардеец пе-
хотного полка".
Порой повествование довольно искусно строится по типу известной неле-
пицы, начинающейся со слов "шел высокий человек низенького роста". Тако-
го рода нескладицы создают определенный комический эффект. Правда, пока
он не имеет той отчетливой сатирической направленности, какую приобретет
позже. В "Рассказах Синебрюхова" возникают такие надолго остававшиеся в
памяти читателя специфически зощенковские обороты комической речи, как
"будто вдруг атмосферой на меня пахнуло", "оберут как липку и бросят за
свои любезные, даром что свои родные родственники", "подпоручик ничего
себе, но сволочь", "нарушает беспорядки" и т.п. Впоследствии сходного
типа стилистическая игра, но уже с несравненно более острым социальным
смыслом, проявится в речах других героев - Семена Семеновича Курочкина и
Гаврилыча, от имени которых велось повествование в ряде наиболее попу-
лярных комических новелл Зощенко первой половины 20-х годов.
Произведения, созданные писателем в 20-е годы, были основаны на конк-
ретных и весьма злободневных фактах, почерпнутых либо из непосредствен-
ных наблюдений, либо из многочисленных читательских писем. Тематика их
пестра и разнообразна: беспорядки на транспорте и в общежитиях, гримасы