Сначала уборщица не хотела даже указывать, где его кабинет.
А надо сказать, я человек крайне нервный. Немножко понервничаю - у
меня уже голос дрожит, и руки дрожат, и сам весь дрожу.
Недавно на врачебной комиссии доктор велел мне положить ногу на ногу,
и по коленке он ударил молоточком, чтоб посмотреть, какой я нервный. Так
нога у меня так подскочила, что разбежался весь медицинский персонал. И
врач сказал: "Нет, я больше не буду вас испытывать, а то вы мне тут весь
персонал изувечите".
Так вот, увидев, что я такой нервный, уборщица провела меня в кабинет
к этому Фокину. И я там сел за его стол. И решил не сходить с места, по-
ка не появится сам директор.
И вот скрутил папиросочку и сижу за этим столом.
Мечтаю, чтоб кто-нибудь дал мне огонька закурить.
Открывается дверь. И в кабинет заглядывает какойто посетитель. Вежли-
во кланяется мне и улыбается. Увидев его такую любезность, я говорю:
- Нет ли спичечки закурить?
Посетитель говорит:
- Для вас не только спичку - все не пожалею отдать.
И с этими словами он вынимает из кармана зажигалочку. Чиркает. И дает
мне прикурить.
Невольно я любуюсь этой зажигалочкой.
А посетитель говорит:
- Прямо буду счастлив, если примете от меня эту зажигалочку!
Я говорю:
- Ну, что вы! Постороннему, чужому человеку вы вдруг будете дарить
такую хорошенькую зажигалочку!
Я прямо не осмелюсь взять.
Тот говорит:
- Составьте мое счастье. Возьмите! Слов нет - я вас увидел впервые,
но сразу почувствовал к вам глубокую симпатию.
Обижать мне его не хотелось. Я взял зажигалочку.
И крепко пожал руку добродушному посетителю.
Уходя из кабинета, он сказал:
- Кстати, товарищ Фокин, я завтра к вам зайду по одному дельцу.
Я говорю:
- Слушайте, никакой я не Фокин. Я сам Фокина жду.
Не скрою от вас, посетитель зашатался и с бранью стал вынимать зажи-
галку из моего кармана.
Нет, я бы отдал ему сразу то, что получил. Но меня задела его нетак-
тичность.
Как это можно совать руки в чужие карманы? И вдобавок хватать за пле-
чи!
В момент нашей борьбы открывается дверь, и в кабинет входит еще один
незнакомец.
Увидев, что меня трясут за плечи, незнакомец, вместо того чтоб подать
мне помощь, сам кидается ко мне и тоже начинает трясти.
- Я, - кричит, - давно до тебя добирался, ФокинМокин!
Не скрою от вас, я поднял крик.
Прибежала уборщица. Она сказала:
- Прекратите возню. Сейчас товарищ Фокин приедет.
Тут мы сели на диван. И стали ждать Фокина.
Мы три часа его ждали. Но он не приехал.
Вежливо попрощавшись, мы разошлись.
Хорошенькую зажигалку мне все же пришлось отдать симпатичному вла-
дельцу.
1943
ФОТОКАРТОЧКА
В этом году мне понадобилась фотокарточка для пропуска. Не знаю, как
в других городах, а у нас на периферии засняться на карточку не является
простым, обыкновенным делом.
У нас имеется одна художественная фотография. Но она помимо отдельных
граждан снимает еще группы и мероприятия. И, может быть, поэтому слишком
долго приходится ждать получения своих заказов.
Так что, являясь скорее отдельным лицом, чем группой или мероприяти-
ем, я побеспокоился заранее и заснялся за два месяца до срока.
Когда мне подали мои фотокарточки, я удивился, как не похоже я вышел.
Передо мной был престарелый субъект совершенно неинтересной наружности.
Я сказал той, которая подала мне карточки:
- Зачем же вы так людей снимаете? Глядите, какие полосы и морщины
проходят сквозь все лицо.
Та говорит:
- Обыкновенно снято. Только надо учесть, что у нас ретушер на бюлле-
тене. Некому замазывать дефекты вашей нефотогеничной наружности.
Фотограф, находясь за портьерой, говорит:
- А чем он там еще, нахал, недоволен?
Я говорю:
- Неважно сняли, уважаемый. Изуродовали. Разве ж я такой?
Фотограф говорит:
- Я опереточных артистов снимаю, и то они настолько не обижаются. А
тут нашелся один такой - морщин ему много... Объектив берет слишком рез-
ко, рельефно... Не знаете техники, а тоже суетесь быть критиком.
Я говорю:
- На что же мне рельеф на моем лице - войдите в положение. Мне бы,
говорю, просто сняться, как я есть. Чтоб было на что глядеть.
Фотограф говорит:
- Ах, ему еще глядеть нужно. Его же сняли, и он еще на это глядеть
хочет. Капризничает в такое время. Дефекты видит... Нет, я жалею, что я
вас так прилично снял. В другой раз я вас так сниму, что вы со стоном на