МИХАИЛ ЗОЩЕНКО. Избранное собрание сочинений в 2-х томах.

Прикольные картинки
Анимированные GIF-ки
Похабные
Компьютерные
Чернуха !
Эротические
Автомобильные
Новогодние
Спортивные
Запрещённые
Пошлые комиксы
Бивис и Батхед
Садистские стишки
Пошлые загадки
Юмористические рассказы




    нэпа и гримасы быта, плесень мещанства и обывательщины, спесивое помпа-
    дурство и стелющееся лакейство и многое, многое другое. Часто рассказ
    строится в форме непринужденной беседы с читателем, а порою, когда не-
    достатки приобретали особенно вопиющий характер, в голосе автора звучали
    откровенно публицистические ноты.
    В цикле сатирических новелл М. Зощенко зло высмеивал цинично-расчет-
    ливых или сентиментально-задумчивых добытчиков индивидуального счастья,
    интеллигентных подлецов и хамов, показывал в истинном свете пошлых и
    никчемных людей, готовых на пути к устроению личного благополучия рас-
    топтать все подлинно человеческое ("Матренища", "Гримаса нэпа", "Дама с
    цветами", "Няня", "Брак по расчету").
    В сатирических рассказах Зощенко отсутствуют эффектные приемы заост-
    рения авторской мысли. Они, как правило, лишены и острокомедийной интри-
    ги. М. Зощенко выступал здесь обличителем духовной окуровщины, сатириком
    нравов. Он избрал объектом анализа мещанина-собственника - накопителя и
    стяжателя, который из прямого политического противника стал противником
    в сфере морали, рассадником пошлости.
    Круг действующих в сатирических произведениях Зощенко лиц предельно
    сужен, нет образа толпы, массы, зримо или незримо присутствующего в юмо-
    ристических новеллах. Темп развития сюжета замедлен, персонажи лишены
    того динамизма, который отличает героев других произведений писателя.
    Герои этих рассказов менее грубы и неотесаны, чем в юмористических
    новеллах. Автора интересует прежде всего духовный мир, система мышления
    внешне культурного, но тем более отвратительного по существу мещанина.
    Как ни странно, но в сатирических рассказах Зощенко почти отсутствуют
    шаржированные, гротескные ситуации, меньше комического и совсем нет ве-
    селого.
    Однако основную стихию зощенковского творчества 20-х годов составляет
    все же юмористическое бытописание. Зощенко пишет о пьянстве, о жилищных
    делах, о неудачниках, обиженных судьбой. Словом, выбирает объект, кото-
    рый сам достаточно полно И точно охарактеризовал в повести "Люди": "Но,
    конечно, автор все-таки предпочтет совершенно мелкий фон, совершенно
    мелкого и ничтожного героя с его пустяковыми страстями и переживаниями".
    [1] Движение сюжета в таком рассказе основано на постоянно ставящихся и
    комически разрешаемых противоречиях между "да" и "нет". Простодушно-на-
    ивный рассказчик уверяет всем тоном своего повествования, что именно
    так, как он делает, и следует оценивать изображаемое, а читатель либо
    догадывается, либо точно знает, что подобные оценки-характеристики не-
    верны. Это вечное борение между утверждением сказчика и читательским не-
    гативным восприятием описываемых событий сообщает особый динамизм зощен-
    ковскому рассказу, наполняет его тонкой и грустной иронией.
    Есть у Зощенко небольшой рассказ "Нищий" - о здоровенном и нагловатом
    субъекте, который повадился регулярно ходить к герою-рассказчику, вымо-
    гая у него полтинники. Когда тому надоело все это, он посоветовал предп-
    риимчивому добытчику пореже заглядывать с непрошеными визитами. "Больше
    он ко мне не приходил - наверное, обиделся", - меланхолически отметил в
    финале рассказчик. Нелегко Косте Печенкину скрывать двоедушие, маскиро-
    вать трусость и подлость выспренними словами ("Три документа"), и расс-
    каз завершается иронически сочувственной сентенцией: "Эх, товарищи,
    трудно жить человеку на свете!"
    Вот это грустно-ироническое "наверное, обиделся" и "трудно жить чело-
    веку на свете" и составляет нерв большинства комических произведений Зо-
    щенко 20-х годов. В таких маленьких шедеврах, как "На живца", "Аристок-
    ратка", "Баня", "Нервные люди", "Научное явление" и других, автор как бы
    срезает различные социально-культурные пласты, добираясь до тех слоев,
    где гнездятся истоки равнодушия, бескультурья, пошлости.
    Герой "Аристократки" увлекся одной особой в фильдекосовых чулках и
    шляпке. Пока он "как лицо официальное" наведывался в квартиру, а затем
    гулял по улице, испытывая неудобство оттого, что приходилось принимать
    даму под руку и "волочиться, что щука", все было относительно благопо-
    лучно. Но стоило герою пригласить аристократку в театр, "она и разверну-
    ла свою идеологию во всем объеме". Увидев в антракте пирожные, аристок-
    ратка "подходит развратной походкой к блюду и цоп с кремом и жрет". Дама
    съела три пирожных и тянется за четвертым.
    "Тут ударила мне кровь в голову.
    - Ложи, - говорю, - взад!"
    После этой кульминации события развертываются лавинообразно, вовлекая
    в свою орбиту все большее число действующих лиц. Как правило, в первой
    половине зощенковской новеллы представлены один-два, много - три персо-
    нажа. И только тогда, когда развитие сюжета проходит высшую точку, когда
    возникает потребность и необходимость типизировать описываемое явление,
    сатирически его заострить, появляется более или менее выписанная группа
    людей, порою толпа.
    Так и в "Аристократке". Чем ближе к финалу, тем большее число лиц вы-
    водит автор на сцену. Сперва возникает фигура буфетчика, который на все
    уверения героя, жарко доказывающего, что съедено только три штуки, пос-
    кольку четвертое пирожное находится на блюде, "держится индифферентно".
    - Нету, - отвечает, - хотя оно и в блюде находится, но надкус на ем
    сделан и пальцем смято".
    Тут и любители-эксперты, одни из которых "говорят - надкус сделан,
    другие - нету". И наконец, привлеченная скандалом толпа, которая смеется
    при виде незадачливого театрала, судорожно выворачивающего на ее глазах
    карманы со всевозможным барахлом.
    В финале опять остаются только два действующих лица, окончательно вы-
    ясняющих свои отношения. Диалогом между оскорбленной дамой и недовольным
    ее поведением героем завершается рассказ.
    "А у дома она мне и говорит своим буржуйским тоном:
    - Довольно свинство с вашей стороны. Которые без денег - не ездют с
    дамами.
    А я говорю:
    - Не в деньгах, гражданка, счастье. Извините за выражение".

    Страница 2 из 340 Следующая страница

Анекдоты
Избранные
Чернуха!
Эротические
Про голубых
Про Вовочку
Про наркоманов
Про Новых Русских
Армейские
Медицинские
Компьютерные
Про чукчу
Про евреев
Про Чапаева
Про Штирлица
Про студентов
Маразмы
Армейские
Эротические
Детские
Компьютерные
С пейджера
Обои для рабочего стола
(Wallpapers)
Девушки
Бритни Спирс
Властелин колец
Matrix
Звёздные войны
Автомобили
Животные
Авиация
Мистические
Космос


© prikol.pp.ru   Prod. Ltd. Inc., 2001-2024, Russia. Contact us.
Online since 2001-11-19. Today 28 March 2024. English version.
При использовании материалов с сайта, ссылка на prikol.pp.ru обязательна!