Лассаль писал Елене Деннигес: "У меня исполинские силы, и я их утыся-
черю, чтобы завоевать тебя. Никто в мире не в состоянии оторвать тебя от
меня. Я страдаю в тысячу раз больше, чем Прометей на скале".
38. Чернышевский, влюбленный в свою жену, писал Некрасову: "Не от ми-
ровых вопросов люди топятся, стреляются, делаются пьяницами, - я испытал
это и знаю, что поэзия сердца имеет такие же права, как и поэзия мысли".
Город Вейнсберг осажден неприятелем. Победители разрешили женщинам
покинуть город перед разгромом Причем разрешили каждой женщине взять то,
что ей было наиболее дорого, и то, что она может унести с собой. И вот
несколько женщин на руках вынесли своих доблестных мужей.
Конечно, это последнее событие похоже на легенду. История любит по
временам, так сказать, для морального равновесия придумать что-нибудь
такое чувствительное.
39. Из чувствительных анекдотов забавен следующий.
Какой-то рыцарь, отправляясь в поход, поручил жену своему другу. Друг
влюбился в жену. Жена влюбилась в него. Но клятва верности, конечно, не-
нарушима.
И вот, чтобы сохранить и испытать эту верность, они спят в одной пос-
тели, положив между собой обоюдоострый меч.
Меч-то, может быть, они и положили, и спали, может быть, они тоже в
одной постели, - этот исторический факт мы опровергать не будем, - но
что касается всего остального, то, извините, сомневаемся.
В общем, на этой сентиментальной чепухе мы заканчиваем наши истори-
ческие новеллы.
Вот что рассказывает история о любви.
Она, в общем, весьма немного рассказывает об этом чувстве. Дескать,
да, действительно, чувство это, кажется, имеется. Истории, дескать, при-
ходилось иной раз сталкиваться с этой эмоцией. Дескать, бывали даже
кой-какие исторические события и случаи на этой почве. И совершались
кое-какие дела и преступления.
Но чтобы это было что-нибудь такое, слишком грандиозное, вроде того,
что напевали поэты своими тенорами, - вот этого история почти не знает.
Напротив, коммерческие души вполне оседлали это чувство И оно не
представляет никакой опасности для тихого хода истории.
40. Нет, это чувство не помешало людям идти по той дороге, по которой
они добросовестно и терпеливо идут.
И история вправе монотонными голосами рассказывать нам о том, что бы-
ло, и о том, сколько какой жених получил "карбованцев" за то или иное
свое чувство.
Да, конечно, тут речь шла о прошлых столетиях. И, может быть, теперь
кое-что изменилось?
Мы, к сожалению, не побывали за границей и в силу этого не можем пол-
ностью удовлетворить ваше законное любопытство.
Но мы имеем мнение, что навряд ли там произошли какие-нибудь крупные
перемены.
Наверно, мы так думаем, какой-нибудь маркиз со своим звучным именем
является женихом трехлетней крошки. И папаша ежемесячно выплачивает ему
жалованье.
И, наверно, какая-нибудь стареющая особа, позабыв все на свете, дер-
жит при себе какого-нибудь танцора Зубова и осыпает его своими милостя-
ми.
Все, надо полагать, идет, как оно и шло.
А что касается, как у нас, то у нас произошли изрядные перемены.
41. И некоторые печальные дела, связанные с любовью, у нас все же по-
немножку исчезают. Например, коммерческий расчет почти прекратился. И
денежные счеты упростились и сильно уменьшились. И вообще оно стало
как-то в этом смысле понятней, и менее хлопотливо, и не так обремени-
тельно.
Давайте же посмотрим, какие отрицательные дела бывают у нас на любов-
ном фронте. И, так сказать, железной метлой сатиры давайте подметем то,
что можно подмести.
Итак, переходим к любовным рассказам из нашей жизни.
РАССКАЗЫ О ЛЮБВИ
РАССКАЗ О СТАРОМ ДУРАКЕ
Есть такая, может быть, знаете, знаменитая картина из прежней жизни,
она называется - "Неравный брак".
На этой картине нарисованы, представьте себе, жених и невеста.
Жених - такой вообще престарелый господинчик, лет этак, может быть,
семидесяти трех с хвостиком. Такой вообще дряхлый, обшарпанный субъект
нарисован, на которого зрителю глядеть мало интереса.
А рядом с ним - невеста. Такая, представьте себе, молоденькая девочка
в белом подвенечном платье. Такой, буквально, птенчик, лет, может быть,
девятнадцати.
Глазенки у нее напуганные. Церковная свечка в руках трясется. Голосок
дрожит, когда брюхастый поп спрашивает: ну как, довольна ли, дура такая,
этим браком?
Нет, конечно, на картине этого не видать, чтоб там и рука дрожала и
чтоб поп речи произносил. Даже, кажется, и попа художник не изобразил по
идеологическим мотивам того времени. Но все это вполне можно представить
себе при взгляде на эту картину.
В общем, удивительные мысли навевает это художественное полотно.
Такой, в самом деле, старый хрен мог до революции вполне жениться на
такой крошке. Поскольку, может быть, он - "ваше сиятельство" или он се-
натор, и одной пенсии он, может быть, берет свыше как двести рублей зо-
лотом, плюс поместья, экипаж и так далее. А она, может, из бедной семьи.
И мама ее нажучила: дескать, ясно, выходи.