1. Итак, не без душевных треволнений открываем новый отдел - "Ко-
варство".
Но, прежде чем приступить к делу, дозвольте поделиться с читателем
гражданской скорбью.
2. Своей профессией, уважаемый читатель, мы не особенно довольны.
Профессия сатирика довольно, в сущности, грубая, крикливая и малосим-
патичная.
Постоянно приходится говорить окружающим какието колкости, какие-то
грубые слова - "дураки", "шантрапа", "подхалимы", "заелись" и так далее.
Действительно, подобная профессия в другой раз както даже озадачивает
современников. Некоторые думают: "Да что это такое? Не может быть? Да
нужно ли это, вообще-то говоря?"
3. И верно - на первый, поверхностный взгляд все другие профессии ка-
жутся значительно милей и доступней человеческой душе.
Бухгалтер, например, специально как-то там складывает цифры между со-
бой на пользу страждущего человечества, чтобы оно, так сказать, не слиш-
ком проворовалось в денежном смысле.
Другой там какой-нибудь тип из актерской братии энергично поет с эст-
рады и своим, скажем, козлетоном отвлекает людей от всевозможных житейс-
ких страданий.
Там какой-нибудь, я не знаю, профессор, питомец академических наук,
решительно все знает и опять-таки всех удивляет своими невероятными зна-
ниями.
Хирург режет разные язвы и карбункулы на наших скоропортящихся телах,
способных каждую минуту загнить и зачервиветь. Водолаз откачивает воду и
ныряет на дно морское. Дворник стережет дом и открывает калитку.
И только, я говорю, мы, сатирики, вроде как бы и не люди, а собаки.
4. Нет, вообще-то говоря, если подумать глубже, профессия эта тоже
нужная и полезная в общественном смысле. Она одергивает дураков и пре-
достерегает умных от их глупых поступков. Она расширяет кругозор и моби-
лизует внимание то одних, то других на борьбу то с тем, то с этим. Она
иллюстрирует всякого рода решения и постановления, а также приносит из-
вестную пользу в смысле перевоспитания людских кадров.
Так что профессия, спору нет, в высшей степени не так уж очень осо-
бенно бесполезная.
Единственно, я говорю, профессия тем нехороша, что она не дает много
беспечной радости своему владельцу.
Она утомляет ум и зрение. Она вредна и недопустима при малокровии и
туберкулезе. А также при колите и язвах желудка ею не следует зани-
маться.
Она предрасполагает к меланхолии и нарушает обмен веществ. Нервная
экзема и сахарное изнурение также иной раз суть прямые следствия этой
вредной профессии. Кроме того, она портит характер, ссорит с окружающими
и нередко разводит с женами.
5. И, в силу вышеизложенного, отличаясь оптимизмом и крайней любовью
к жизни и к людям, решили мы больше не напирать на сатирическую сторону
дела.
И, не отказываясь от сатиры, решили мы с этого момента слегка, что
ли, переменить курс нашего литературного корабля.
И даже въезжая, как видите, в столь ответственную гавань, носящую
грозное название "Коварство", решили мы уже и на этот раз попробовать
свои силы не в качестве желчного сатирика прежней формации, из таких,
которые заламывают руки, стыдят и восклицают, а решили мы попробовать
себя в качестве, ну, вроде бы члена коллегии защитников.
Конечно, казалось бы, в высшей степени странно защищать подобные де-
фекты человеческого духа, но защита у нас будет до некоторой степени
своеобразная, и далеко не всех мы намерены защищать.
6. Итак, значит, произнося на палубе нашего корабля подобные эффект-
ные речи, пытаемся мы тем временем въехать в обширную и плохо защищенную
гавань. Но бурные воды всевозможных литературных течений, вдребезги раз-
бившие берег, не разрешают нам с легкостью это произвести.
И, желая тогда переждать некоторое время, чтоб обдумать, как бы по-
легче к этому подойти, - останавливаемся мы на рейде и не без растерян-
ности поглядываем на берега, на которых уже, подмигивая, прохаживаются
всякого рода проходимцы, жулики, хитрецы, арапы, комбинаторы и заплечных
дел мастера.
И при виде этого сброда у нас на душе делается слегка, мы бы сказали,
колоритно.
И мы так восклицаем: "Ах, кажется, мы напрасно решили заступиться за
эту шушеру!"
Впрочем, вот какое мы имеем соображение.
7. Звери, например. Предположим, животные. Ну, там, скажем, кошки,
собаки, петухи, пауки и так далее. Или даже в крайнем случае взять - ди-
кие звери. Слоны там. Отчасти жирафы. И так далее.
Так у этих зверей, согласно учению Брема, ничего подобного вроде то-
го, что у нас, не бывает. Они, как это ни странно, коварства почти не
понимают. И там у них этого нету.
И это, вообще говоря, отчасти даже курьезно, что у людей это есть, а
у остальных этого нету. А люди как бы все-таки, чего бы там ни говорили,
в некотором роде есть венец создания, а те наоборот. И тем не менее у
тех нету, а у этих есть. Вот это даже странно. И как-то нелепо.
Это всегда отчасти коробило и волновало наиболее честных специалис-
тов-философов, проповедующих общее развитие и душевную бодрость.
"Нельзя допускать, - сказал в свое время славный философ Платон, -
чтоб птицы и звери имели нравственное превосходство перед людьми".
Но с тех пор в ужасной, можно сказать, сутолоке жизни прошло что-то