из последних покинет наши бренные тела.
13. Истории вполне известны такие факты, когда малоустойчивые элемен-
ты обнаруживали свое настоящее лицо. Как, например, однажды было в Анг-
лии. Представьте себе - строгая, пуританская Англия. Кромвель. Чистота
нравов. Сжигание для чего-то музыкальных инструментов. И так далее.
И вдруг в самое короткое время, то есть меньше чем в полгода, эта чо-
порная Англия превращается в самую разгульную страну. Крики, пьянство,
базар, танцы. Бренчат на всех инструментах. Безобразие. Бешеный разгул.
Проституция. И так далее. И даже не проходит полгода, как один из
друзей Кромвеля, генерал Монк, восстанавливает, представьте себе, коро-
левскую власть. Он восстанавливает на престол Карла II. Ну, что это та-
кое? Какой подлец! То есть ужас, что было.
То есть это было, по словам историков, то, что все низкое и подлое
носило до сих пор маску коварства и благочестия, которую при первом же
случае все эти молодцы моментально скинули. Вот как опасны мошенники со
своим коварством. Двадцать пять лет носили маску!
14. Итак, коварство. История знает, прямо скажем, превеликое множест-
во рассказов о коварстве.
Даже первая страница, первый, можно сказать, младенческий ход на по-
лях истории и то у них начинается с коварства и недоверия.
Такой, в общем, благородный жест, который теперь умиляет наши сердца,
такой славный жест, как, например, рукопожатие друзей, имел в своем ис-
торическом прошлом несколько иной смысл, чем он сейчас имеет. Наши слав-
ные предки всего-навсего хотели, оказывается, удостовериться, нет ли в
руках подошедшего какого-нибудь камня или оружия. И благодаря этому они,
конечно, трогали за руку. И этим они проверяли, не допущена ли хитрость.
А после это, может, вошло у них в привычку. А теперь убрать как то
неохота. Особенно отчего бы в наше время не поздороваться за руку с ка-
кой-нибудь знакомой, которой отчасти симпатизируешь? И в руке которой
явно, кроме сумочки с пудрой, ничего не бывает. Ну, а на службе - другой
вопрос. Там, пожалуй, здороваться не к чему - лишняя трата времени и не
так уж слишком гигиенично.
И кто бы мог думать, что такой в высшей степени благородный и отчасти
сентиментальный жест - символ культуры и роста духа - имеет такое тяже-
лое прошлое! Как это, право, неприятно! Это как-то даже снижает наше
значение.
15. Итак, первая страница истории открывается с коварства, недоверия
и хитрости.
А дальше, как из рога изобилия, сыплются всякие тому подобные факты и
рассказы о коварстве.
Кое-чего, извольте, расскажем. Но начинать придется, между прочим, с
попов. То есть с церкви и с ихних церковно-славянских дел.
Главное, мы вовсе не имеем какой-нибудь особой тенденции запачкать
или уронить в грязь эту культсекцию. Мы вовсе не хотим подрывать ее ав-
торитет в глазах мировой буржуазии. И вообще мы бы ни в коем случае с
них не начинали. Но в данном случае очень уж их дела, говоря церковным
языком, вопиют к небу.
Тут надо отдать должное: они были на первом месте. Тут у них в облас-
ти коварства есть дела, прямо не перекрытые за весь ход мировой истории.
Например, чего они делали. Они приговоренных к сожжению передавали
светской власти с таким елейным заключением: "Наказать с возможной кро-
тостью, без пролития крови".
И это самое "без пролития крови" как раз и обозначало на ихнем цер-
ковно-славянском языке - сожжение.
16. Конечно, какой-нибудь современный поп, читая эту фразу, наверно
сильно переконфузится. Может, даже он скажет: да, дескать, наши слегка,
пожалуй, перехватили через край, извиняюсь.
Но нам, конечно, с этого извинения не шубу шить.
Вот они еще на что шли в своем рвении к небесной чистоте. Они там, у
себя в застенках, во время инквизиции брали с арестованных такого сорта
расписки:
"А если при этом (то есть при пытке) осужденный умрет или будет ранен
или если за этим последует кровотечение или членовредительство, то прои-
зошло это по его вине, ибо он не хотел сознаться и сказать правду".
И вот с христианским смирением какой-нибудь толстоватый поп подклады-
вал для подписи своей жертве подобную хамскую записку, где в каждом сло-
ве проявление высшего коварства и подлости.
И при этом, наверное, вздыхал и поднимал к потолку свои белесые бур-
калы. И сам вежливенько говорил: "Сын мой, подмахни эту записульку...
И прошло, может, триста лет, а у нас в груди закипает от желания, я
извиняюсь, ударить в рожу этой преподобной личности. Разные святые сло-
ва: "Христос воскрес", "святый боже", а сами сколько прекрасного народу
пережгли на своих поповских кострах. Ради, так сказать, чистоты христи-
анского учения. Вот уж, можно сказать, башмак стоптался по ноге. Крапив-
ное семя!
17. Я извиняюсь, конечно, за некоторую неровность стиля. Волнение,
знаете, ударяет. Уж очень беспримерное нахальство с ихней стороны.
Вообще в смысле коварства это была очень отчаянная публика.
Среди них один римский папа особенно чересчур отличился.
Он придумал удивительное коварство для достижения своей цели. Это был
папа Сикст V. Это ему такое имя дали при восшествии на папский престол.
А так-то, до этого, его звали Перетта. И он был не папа, а простой кар-
диналишка из монахов.
И вот он находится в положении обыкновенного кардинала, и это ему все
мало. Он еще непременно хочет стать римским папой. Еще чего! То есть он
хочет быть папой, но не может. И прямо он от этого желания страдает и
чуть не умирает.
А там у них это было не так-то просто - папой быть. Другие, может
быть, тоже к этому стремятся. А наш герой - из простых монахов и не име-
ет особой протекции. Только что он не дурак.
18. И вот тут, как нарочно, умирает у них прежний римский папа. Может