живописи, в ущерб всей своей жизни. Работая в Ватикане над своими гени-
альными фресками, он нередко дни и ночи проводил на лесах, лежа в неу-
добной позе под самым потолком. Ночью он работал, прикрепив свечку к об-
ручу, надетому на голову. Воск нередко залеплял ему глаза. Благодаря
этому он в дальнейшем потерял зрение. И его, слепого старика, водили в
музеи, где он с наслаждением ощупывал руками скульптурные работы.
Бетховен отказался от любви, предложенной одной из его поклонниц. Он
сказал своим друзьям: "Если б я таким образом захотел тратить свои силы,
что бы осталось для лучшего, для благородного".
Оп писал тогда свою знаменитую Шестую симфонию.
44. Однако, помимо всего перечисленного, бывает еще один сорт героиз-
ма и мужества. И это тоже нас может удивлять своей силой. Но полного
восхищения это у нас не вызывает.
Мы говорим о храбрых поступках, которые, так сказать, лишены большой
цели и значения.
Ну, например, был такой знаменитый протопоп и писатель Аввакум. И он
проявил исключительное мужество. Его пытали, кидали в тюрьмы и в ссылки.
Подкупали Упрашивали наконец отказаться от его идеи. Но он так и не
сдался. И настаивал на своем. Пока его не убили.
А вся его идея заключалась, извините, в том, что он был против того,
чтобы публика крестилась тремя перстами. Он говорил, что верующих это
должно смущать. Что это им может напоминать кукиш в его первоначальной
форме. И настаивал на двух пальцах. И так с этой славной идеей и помер.
Его сожгли. И он даже с костра кричал: "Еретики, мерзавцы!"
Согласитесь сами, что подобный храбрый поступок может удивлять, но
восхищения он не вызовет, поскольку идейка все-таки слабовата. Хотя как
сказать - если поглядеть историю, то нередко именно через такие дела
многие и заканчивали свою бурную жизнь. И много буйных голов слетело к
черту за небольшое, в сущности, дело - двумя или тремя перстами крес-
титься.
45. Или второй случай. Фельдмаршал Миних.
Его, как известно, при Елизавете Петровне в 1742 году судили. Он,
собственно, засыпался по общественному делу. Он у прежней царицы состоял
в фельдмаршалах. И та относилась к нему благосклонно. А эта новая прямо
как с цепи сорвалась.
И только свергли с престола эту добродушную молоденькую дуру Анну Ле-
опольдовну со своим детенышем, как Елизавета Петровна сразу вдруг велела
отдать под суд нашего почтенного фельдмаршала.
И вдобавок председателем суда назначили одного из его подчиненных -
Трубецкого.
Трубецкой на суде говорит:
- Подсудимый Миних, признаете ли вы себя виновным?
Миних говорит:
- Я в одном только виноват, господин судья.
- В чем же именно?
- Именно в том, - сказал Миних, - что я тебя, собаку, не повесил,
когда ты у меня в прошлом годе попался в плутовстве, будучи кригс-комис-
саром.
46. От этого смелого ответа многие в суде фыркнули. А председатель
побледнел и без сожаления приговорил Миниха к смертной казни.
Но Елизавета Петровна, отличаясь слабостью нервов, не захотела казни
и велела сослать на вечное поселение.
И в этом ответе Миниха было, конечно, много храбрости и мужества.
Другие бы стали ныть и подхалимничать. А этот сделал такой гордый ответ.
Но тут, конечно, были личные счеты - сильная ненависть и желание оби-
деть.
И потому подобный поступок при всей его храбрости нас только может
удивлять, но к человеку мы останемся холодны и равнодушны. Нам, как бы
сказать, даже наплевать на него.
Вот что значит цель и устремление.
В общем, из двух последних новелл можно вывести заключение, что в лю-
бом поступке немаловажную роль играет цель и назначение.
И там, где цель ничтожна, там даже храбрейший поступок может вызвать
нашу насмешку. А где цель высока, там героизм, как мы видели, достигает
своего величия.
47. А правильная и великая цель совместно с героической борьбой и
удивительным мужеством создала, например, социальную революцию.
И на этой революции завершилось прошлое, и наступило настоящее. И о
прошлом, перелистывая историю, мы вам говорили. А что касается настояще-
го, то оно перед вашими глазами. И все вы видите, что это такое. Это то,
что жизнь из рук владельцев заводов, банков и магазинов и из рук помещи-
ков окончательно перешла в руки тех, кто работает. И это есть одно из
самых удивительных событий и перемен, известных за все время.
И наблюдатели этих перемен должны учитывать, что настоящий момент в
сравнении с тем, что будет, еще не совсем показателен для наблюдений. А
некоторые трудности наших дней еще ничего не говорят. А то, что сделано
почти из ничего, - уже чрезвычайно много. А то, что будет вскоре, - бу-
дет в высшей степени хорошо, поскольку все будет делаться для себя, - а
никто сам себе не враг. Трудящиеся сами разберутся что к чему.
Но то, что есть, не пришло само по себе. А было проявлено для этого
высшее мужество и сила духа, и были испытаны большие страдания и огром-
ные потери.
А из удивительных событий, происшедших в эти годы, помимо указанного,
можно назвать такие.
48. Первое удивительное событие - это гражданская война, закончившая-
ся полным поражением барской России.
Как сказал наш славный советский поэт:
За это бились под Орлом,
Под Жмеринкой дрались,
За эту драку, черт возьми, кривую как коса,
Нас всех, оставшихся в живых, берут на небеса.