МИХАИЛ ЗОЩЕНКО. Избранное собрание сочинений в 2-х томах.

Прикольные картинки
Анимированные GIF-ки
Похабные
Компьютерные
Чернуха !
Эротические
Автомобильные
Новогодние
Спортивные
Запрещённые
Пошлые комиксы
Бивис и Батхед
Садистские стишки
Пошлые загадки
Юмористические рассказы




    - Жрать хочет, оттого и поет".
    Своеобразие "Сентиментальных повестей" не только в более скудном вве-
    дении элементов собственно комического, но и в том, что от произведения
    к произведению нарастает ощущение чего-то недоброго, заложенного, кажет-
    ся, в самом механизме жизни, мешающего оптимистическому ее восприятию.
    Ущербность большинства героев "Сентиментальных повестей" в том, что
    они проспали целую историческую полосу в жизни России и потому, подобно
    Аполлону Перепенчуку ("Аполлон и Тамара"), - Ивану Ивановичу Белокопыто-
    ву ("Люди") или Мишелю Синягину ("М. П. Синягин"), не имеют будущего.
    Они мечутся в страхе по жизни, и каждый даже самый малый случай готов
    сыграть роковую роль в их неприкаянной судьбе. Случай приобретает форму
    неизбежности и закономерности, определяя многое в сокрушенном душевном
    настрое этих героев.
    Фатальное рабство мелочей корежит и вытравляет человеческие начала у
    героев повестей "Коза", "О чем пел соловей", "Веселое приключение". Нет
    козы - и рушатся устои забежкинского мироздания, а вслед за этим гибнет
    и сам Забежкин. Не дают мамашиного комода невесте - и не нужна сама не-
    веста, которой так сладко пел Былинкин. Герой "Веселого приключения"
    Сергей Петухов, вознамерившийся сводить в кинематограф знакомую девицу,
    не обнаруживает нужных семи гривен и из-за этого готов прикончить умира-
    ющую тетку.
    Художник живописует мелкие, обывательские натуры, занятые бессмыслен-
    ным коловращением вокруг тусклых, линялых радостей и привычных печалей.
    Социальные потрясения обошли стороной этих людей, называющих свое су-
    ществование "червяковым и бессмысленным". Однако и автору казалось по-
    рою, что основы жизни остались непоколебленными, что ветер революции
    лишь взволновал море житейской пошлости и улетел, не изменив существа
    человеческих отношений.
    Такое мировосприятие Зощенко обусловило и характер его юмора. Рядом с
    веселым у писателя часто проглядывает печальное. Но, в отличие от Гого-
    ля, с которым сравнивала иногда Зощенко современная ему критика, герои
    его повестей настолько измельчали и заглушили в себе все человеческое,
    что для них в жизни трагическое просто перестало существовать.
    У Гоголя сквозь судьбу Акакия Акакиевича Башмачкина проглядывала тра-
    гедия целого слоя таких же, как этот мелкий чиновник, обездоленных лю-
    дей. Духовное их убожество было обусловлено господствующими социальными
    отношениями. Революция ликвидировала эксплуататорский строй, открыла пе-
    ред каждым человеком широкие возможности содержательной и интересной
    жизни. Однако оставалось еще немало людей, либо недовольных новыми по-
    рядками, либо просто скептически настроенных и равнодушных. Зощенко в то
    время также еще не был уверен, что мещанское болото отступит, исчезнет
    под воздействием социальных преобразований.
    Писатель жалеет своих маленьких героев, но ведь сущностьто этих людей
    не трагическая, а фарсовая. Порою и на их улицу забредет счастье, как
    случилось, например, с героем рассказа "Счастье" стекольщиком Иваном Фо-
    мичом Тестовым, схватившим однажды яркого павлина удачи. Но какое это
    тоскливое счастье! Как надрывная пьяная песня со слезой и тяжелым угар-
    ным забытьем.
    Срывая с плеч гоголевского героя новую шинель, похитители уносили
    вместе с нею все самое заветное, что вообще мог иметь Акакий Акакиевич.
    Перед героем же Зощенко открывался мир необъятных возможностей. Однако
    этот герой не увидел их, и они остались для него сокровищами за семью
    печатями.
    Изредка может, конечно, и у такого героя ворохнуться тревожное
    чувство, как у персонажа "Страшной ночи". Но оно быстро исчезает, потому
    что система былых житейских представлений цепко держится в сознании ме-
    щанина. Прошла революция, всколыхнувшая Россию, а обыватель в массе сво-
    ей остался почти не затронутым ее преобразованиями. Показывая силу инер-
    ции прошлого, Зощенко делал большое, полезное дело.
    "Сентиментальные повести" отличались не только своеобразием объекта
    (по словам Зощенко, он берет в них "человека исключительно интеллигент-
    ного", в мелких же рассказах пишет "о человеке более простом"), но и бы-
    ли написаны в иной манере, чем рассказы.
    Повествование ведется не от имени мещанина, обывателя, а от имени пи-
    сателя Коленкорова, и этим как бы воскрешаются традиции русской класси-
    ческой литературы. На самом деле у Коленкорова вместо следования гума-
    нистическим идеалам XIX века получается подражательство и эпигонство.
    Зощенко пародирует, иронически преодолевает эту внешне сентиментальную
    манеру.
    Сатира, как вся советская художественная проза, значительно измени-
    лась в 30-е годы. Творческая судьба автора "Аристократки" и "Сентимен-
    тальных повестей" не составляла исключения. Писатель, который разоблачал
    мещанство, высмеивал обывательщину, иронично и пародийно писал о ядови-
    той накипи прошлого, обращает свои взоры совсем в иную сторону. Зощенко
    захватывают и увлекают задачи социалистического преобразования. Он рабо-
    тает в многотиражках ленинградских предприятий, посещает строительство
    Беломорско-Балтийского канала, вслушиваясь в ритмы грандиозного процесса
    социального обновления. Происходит перелом во всем его творчестве: от
    мировосприятия до тональности повествования и стиля.
    В этот период Зощенко охвачен идеей слить воедино сатиру и героику.
    Теоретически тезис этот был провозглашен им еще в самом начале 30-х го-
    дов, а практически реализован в "Возвращенной молодости" (1933), "Исто-
    рии одной жизни" (1934), повести "Голубая книга" (1935) и ряде рассказов
    второй половины: 30-х годов.
    Наши недруги за рубежом нередко объясняют тяготение Зощенко к герои-
    ческой теме, яркому положительному характеру диктатом внешних сил. На
    самом деле это было органично для писателя и свидетельствовало о его
    внутренней эволюции, столь нередкой для русской национальной традиции
    еще со времен Гоголя. Достаточно вспомнить вырвавшееся из наболевшей
    груди признание Некрасова: "Злобою сердце питаться устало...", сжигавшую
    Щедрина жажду высокого и героического, неутоленную тоску Чехова по чело-

    Страница 5 из 340 Следующая страница

Анекдоты
Избранные
Чернуха!
Эротические
Про голубых
Про Вовочку
Про наркоманов
Про Новых Русских
Армейские
Медицинские
Компьютерные
Про чукчу
Про евреев
Про Чапаева
Про Штирлица
Про студентов
Маразмы
Армейские
Эротические
Детские
Компьютерные
С пейджера
Обои для рабочего стола
(Wallpapers)
Девушки
Бритни Спирс
Властелин колец
Matrix
Звёздные войны
Автомобили
Животные
Авиация
Мистические
Космос


© prikol.pp.ru   Prod. Ltd. Inc., 2001-2025, Russia. Contact us.
Online since 2001-11-19. Today 21 February 2025. English version.
При использовании материалов с сайта, ссылка на prikol.pp.ru обязательна!