МИХАИЛ ЗОЩЕНКО. Избранное собрание сочинений в 2-х томах.

Прикольные картинки
Анимированные GIF-ки
Похабные
Компьютерные
Чернуха !
Эротические
Автомобильные
Новогодние
Спортивные
Запрещённые
Пошлые комиксы
Бивис и Батхед
Садистские стишки
Пошлые загадки
Юмористические рассказы




    веку, у которого все прекрасно.
    Уже в 1927 году Зощенко в свойственной ему тогда манере сделал в од-
    ном из рассказов такое признание:
    "Хочется сегодня размахнуться на что-нибудь героическое. На какой-ни-
    будь этакий грандиозный, обширный характер со многими передовыми взгля-
    дами и настроениями. А то все мелочь да мелкота - прямо противно...
    А скучаю я, братцы, по настоящему герою! Вот бы мне встретить тако-
    го!"
    Двумя годами позже, в книге "Письма к писателю", М. Зощенко снова
    возвращается к волновавшей его проблеме. Он утверждает, что "пролетарс-
    кая революция подняла целый и громадный пласт новых, "неописуемых" лю-
    дей".
    Встреча писателя с такими героями произошла в 30-е годы, и это спо-
    собствовало существенному изменению всего облика ею новеллы.
    Зощенко 30-х годов совершенно отказывается не только от привычной со-
    циальной маски, но и от выработанной годами сказовой манеры. Автор и его
    герои говорят теперь вполне правильным литературным языком. При этом,
    естественно, несколько тускнеет речевая гамма, но стало очевидным, что
    прежним зощонковским стилем уже нельзя было бы воплотить новый круг идей
    и образов.
    Еще за несколько лет до того, как в творчестве Зощенко произошла эта
    эволюция, писатель предугадывал возможность для него новых творческих
    решений, диктуемых условиями развивающейся действительности.
    "Обычно думают, - писал он в 1929 году, - что я искажаю "прекрасный
    русский язык", что я ради смеха беру слова не в том значении, какое им
    отпущено жизнью, что я нарочно пишу ломаным языком для того, чтобы пос-
    мешить почтеннейшую публику.
    Это неверно. Я почти ничего не искажаю. Я пишу на том языке, на кото-
    ром сейчас говорит и думает улица.
    Я сделал это (в маленьких рассказах) не ради курьезов и не для того,
    чтобы точнее копировать нашу жизнь. Я сделал это для того, чтобы запол-
    нить хотя бы временно тот колоссальный разрыв, который произошел между
    литературой и улицей.
    Я говорю - временно, так как я и в самом деле пишу так временно и па-
    родийно" [5].
    В середине 30-х годов писатель заявлял: "С каждым годом я все больше
    снимал и снимаю утрировку с моих рассказов. И когда у нас (в общей мас-
    се) будут говорить совершенно изысканно, я, поверьте, не отстану от ве-
    ка" [6].
    Отход от сказа не был простым формальным актом, он повлек за собой
    полную структурную перестройку зощенковской новеллы. Меняется не только
    стилистика, но и сюжетно-композиционные принципы, широко вводится психо-
    логический анализ. Даже внешне рассказ выглядит иначе, превышая по раз-
    мерам прежний в два-три раза. Зощенко нередко как бы возвращается к сво-
    им ранним опытам начала 20-х годов, но уже на более зрелом этапе, по-но-
    вому используя наследие беллетризованной комической новеллы.
    Уже сами названия рассказов и фельетонов середины и второй половины
    30-х годов ("Нетактично поступили", "Плохая жена", "Неравный брак", "Об
    уважении к людям", "Еще о борьбе с шумом") достаточно точно указывают на
    волнующие теперь сатирика вопросы. Это не курьезы быта или коммунальные
    неполадки, а проблемы этики, формирования новых нравственных отношений.
    Фельетон "Благие порывы" (1937) написан, казалось бы, на очень част-
    ную тему: о крошечных окошках у кассиров зрелищных предприятий и в спра-
    вочных киосках. "Там только руки торчат кассирши, книжка с билетами ле-
    жит и ножницы. Вот вам и вся панорама". Но чем дальше, тем больше раз-
    вертывается тема уважительного отношения к посетителю, клиенту, каждому
    советскому человеку. Против суконно-дремотного вицмундирного благополу-
    чия и непременного трепета перед казенной "точкой" восстает сатирик.
    "Не то чтобы мне охота видеть выражение лица того, который мне дает
    справку, но мне, может, охота его переспросить, посоветоваться. Но око-
    шечко меня отгораживает и, как говорится, душу холодит. Тем более, чуть
    что - оно с треском захлопывается и ты, понимая свое незначительное мес-
    то в этом мире, Снова уходишь со стесненным сердцем".
    Основу сюжета составляет простой факт: старухе нужно получить справ-
    ку.
    "Губы у нее шепчут, и видать, что ей охота с кем-нибудь поговорить,
    узнать, расспросить и выяснить.
    Вот она подходит к окошечку. Окошечко раскрывается. И там показывает-
    ся голова молодого вельможи.
    Старуха начинает свои речи, но молодой кавалер отрывисто говорит:
    - Абра са се кно...
    И захлопывается окошечко.
    Старуха было снова сунулась к окну, но снова, получив тот же ответ,
    отошла в некотором даже испуге.
    Прикинув в своей голове эту фразу "Абра са се кно", я решаюсь сделать
    перевод с языка поэзии бюрократизма на повседневный будничный язык про-
    зы. И у меня получается: "Обратитесь в соседнее окно".
    Переведенную фразу я сообщаю старухе, и она неуверенной походкой идет
    к соседнему окну.
    Нет, ее там тоже долго не задержали, и она вскоре ушла вместе с при-
    готовленными речами".
    Фельетон заострен против того, как деликатно выражается Зощенко, "ма-
    лосимпатичного стиля" жизни и работы учреждений, согласно которому уста-
    новилась не очень внешне различимая, но вполне реальная система деления
    людей на две явно неравных категории. С одной стороны, "дескать, - мы, а
    вот, дескать, - вы". Но на самом-то деле, утверждает автор, "вы-то и
    есть мы, а мы отчасти - вы". Финал звучит грустно-предостерегающе: "Тут
    есть, мы бы сказали, какая-то несообразность".
    Несообразность эта, достигшая уже гротесковой степени, с едким сар-
    казмом изобличена в рассказе "История болезни" (1936). Здесь описаны быт
    и нравы некоей особенной больницы, в которой посетителей встречает на

    Страница 6 из 340 Следующая страница

Анекдоты
Избранные
Чернуха!
Эротические
Про голубых
Про Вовочку
Про наркоманов
Про Новых Русских
Армейские
Медицинские
Компьютерные
Про чукчу
Про евреев
Про Чапаева
Про Штирлица
Про студентов
Маразмы
Армейские
Эротические
Детские
Компьютерные
С пейджера
Обои для рабочего стола
(Wallpapers)
Девушки
Бритни Спирс
Властелин колец
Matrix
Звёздные войны
Автомобили
Животные
Авиация
Мистические
Космос


© prikol.pp.ru   Prod. Ltd. Inc., 2001-2025, Russia. Contact us.
Online since 2001-11-19. Today 21 February 2025. English version.
При использовании материалов с сайта, ссылка на prikol.pp.ru обязательна!