о том, как пожилой профессор астрономии Волосатов обрел утраченную моло-
дость. И, наконец, заключает все предыдущее наиболее обширная часть -
научные комментарии к сюжетно-повествовательному разделу произведения.
Жанровое своеобразие больших прозаических полотен Зощенко бесспорно.
Если "Возвращенную молодость" еще можно было с некоторой долей условнос-
ти назвать повестью, то к остальным произведениям лирико-сатирической
трилогии ("Голубая книга", "Перед восходом солнца", 1943) испытанные
жанровые определения - "роман", "повесть", "мемуары" и т.п. - уже не
подходили. Реализуя свои теоретические установки, которые сводились к
синтезу документальных и художественных жанров, Зощенко создавал в
30-40-е годы крупные произведения на стыке беллетристики и публицистики.
Хотя в "Голубой книге" общие принципы совмещения сатирического и ди-
дактического, пафоса и иронии, трогательного и смешного оставались преж-
ними, многое по сравнению с предшествующей книгой изменилось. Так, нап-
ример, прием активного авторского вмешательства в ход повествования ос-
тался, но уже не в - виде научных комментариев, а в иной форме: каждый
основной раздел "Голубой книги" предваряется введением, а завершается
послесловием. Переделывая свои старые новеллы для этой книги, Зощенко не
только освобождает их от сказовой манеры и полублатного жаргона, но и
щедро вводит элемент поучения. Ко многим рассказам дописываются вступи-
тельные или заключительные строки явно дидактического свойства.
Общая тональность "Голубой книги" тоже меняется по сравнению с "Возв-
ращенной молодостью" в сторону дальнейшего просветления фона. Здесь ав-
тор по-прежнему выступает преимущественно сатириком и юмористом, но в
книге "больше радости и надежды, чем насмешки, и меньше иронии, чем нас-
тоящей, сердечной и нежной привязанности к людям".
Сюжетной близости между этими произведениями нет. Вместе с тем "Голу-
бая книга" не случайно названа писателем второй частью трилогии. Здесь
получила дальнейшее развитие тема гуманизма, проблема подлинного и мни-
мого человеческого счастья. Это придает цельность разнородному истори-
ческому и современному материалу, сообщает повествованию внутреннюю гра-
цию и единство.
В "Возвращенной молодости" впервые у Зощенко с большой силой прозву-
чал мотив исторической обреченности наследия старого мира, каким бы не-
зыблемым и живучим вначале оно ни казалось. Под этим углом зрения по-но-
вому была определена первоочередная задача сатирика: "выколачивать из
людей всю дрянь, которая накопилась за тысячи лет".
Углубление социального историзма - вот завоевание автора "Голубой
книги". Перед читателем проходит как бы комический парад вековых ценнос-
тей собственнического общества, показаны их нищета и убожество на фоне
тех идеалов и свершений, которые демонстрирует миру социалистическая ре-
волюция. Зощенко исторически обозревает далекое и относительно близкое
прошлое человечества, нравственные нормы, порожденные моралью собствен-
ников. В соответствии с этим замыслом книга распадается на пять основных
разделов: "Деньги", "Любовь", "Коварство", "Неудачи" и "Удивительные со-
бытия".
В каждом из первых четырех разделов Зощенко проводит читателя по раз-
ным векам и странам. Так, например, в "Деньгах" сатирик рассказывает,
как в Древнем Риме преторианцы торговали троном императора, как папы от-
пускали грехи за деньги, как окончательно проворовался светлейший князь
Меншиков, позарившись на червонцы, которые петербургское купечество пре-
поднесло на именины Петру И. Сатирик в комически сниженной манере перес-
казывает события мировой истории, связанные с неизменным торжеством зо-
лотого тельца, говорит о крови и грязи, за долгие годы прилипших к
деньгам.
Зощенко использует материал исторического анекдота, чтобы сделать из
него не только убийственную сатирическую зарисовку рыцарей наживы, но и
притчу, то есть подвести современника к постижению генезиса тех пороков
прошлого, которые сохранились в мещанине и обывателе наших дней.
Исторические экскурсы Зощенко имеют точный и выверенный адрес. Сати-
рик, поминая императоров и королей, князей и герцогов, метит в доморо-
щенных рвачей и выжиг, о коих и ведет речь в комических новеллах.
История и современность завязаны здесь в тугой узел. События прошлого
отражаются в комических новеллах сегодняшнего дня, как в серии кривых
зеркал. Используя их эффект, сатирик проецирует ложное величие былого на
экран новой эпохи, отчего и минувшее, и еще сохранившееся нелепое в жиз-
ни приобретают особо глупый и неприглядный вид.
В ряде откликов на "Голубую книгу" верно было отмечено принципиальное
новшество этой работы писателя. "Зощенко увидел в прошлом, - писал А.
Дымшиц, - не только прообразы современных мещан, но и разглядел в нем
ростки нашей революции, о которых с большим лиризмом рассказал в лучшем
во всех отношениях разделе "Голубой книги" - ее пятом разделе - "Удиви-
тельные события" [7]. Пафосно-лирический пятый раздел, венчая книгу в
целом, придавал ей возвышенный характер.
Героико-романтическое и просветительное начало все смелее и реши-
тельнее утверждалось в прозе Зощенко второй половины 30-х годов. Худо-
жественные принципы "Возвращенной молодости" и "Голубой книги" писатель
развивает в серии новых повестей и рассказов.
В 1936 году были завершены три повести: "Черный принц", "Талисман
(Шестая повесть И. П. Белкина)", представляющая собой блестящую по форме
и содержанию стилизацию пушкинской прозы, и "Возмездие". В "Возмездии"
писатель перешел от попыток сжато рассказать о лучших людях революции к
подробному показу их жизни и деятельности.
Завершением героической и просветительско-дидактической линии в твор-
честве Зощенко 30-х годов являются два цикла рассказов - рассказы для
детей и рассказы о Ленине (1939). Теперь мы знаем, насколько естественно
и органично было для художника появление этих произведений. Но в свое
время они произвели сенсацию среди читателей и критики, увидевших попу-
лярного юмориста с неожиданной для многих стороны.
В 1940 году в Детиздате вышла книга рассказов для детей "Самое глав-
ное". Здесь речь идет не о выборе профессии, не о том, "кем быть", ибо