МИХАИЛ ЗОЩЕНКО. Избранное собрание сочинений в 2-х томах.

Прикольные картинки
Анимированные GIF-ки
Похабные
Компьютерные
Чернуха !
Эротические
Автомобильные
Новогодние
Спортивные
Запрещённые
Пошлые комиксы
Бивис и Батхед
Садистские стишки
Пошлые загадки
Юмористические рассказы




    о том, как пожилой профессор астрономии Волосатов обрел утраченную моло-
    дость. И, наконец, заключает все предыдущее наиболее обширная часть -
    научные комментарии к сюжетно-повествовательному разделу произведения.
    Жанровое своеобразие больших прозаических полотен Зощенко бесспорно.
    Если "Возвращенную молодость" еще можно было с некоторой долей условнос-
    ти назвать повестью, то к остальным произведениям лирико-сатирической
    трилогии ("Голубая книга", "Перед восходом солнца", 1943) испытанные
    жанровые определения - "роман", "повесть", "мемуары" и т.п. - уже не
    подходили. Реализуя свои теоретические установки, которые сводились к
    синтезу документальных и художественных жанров, Зощенко создавал в
    30-40-е годы крупные произведения на стыке беллетристики и публицистики.
    Хотя в "Голубой книге" общие принципы совмещения сатирического и ди-
    дактического, пафоса и иронии, трогательного и смешного оставались преж-
    ними, многое по сравнению с предшествующей книгой изменилось. Так, нап-
    ример, прием активного авторского вмешательства в ход повествования ос-
    тался, но уже не в - виде научных комментариев, а в иной форме: каждый
    основной раздел "Голубой книги" предваряется введением, а завершается
    послесловием. Переделывая свои старые новеллы для этой книги, Зощенко не
    только освобождает их от сказовой манеры и полублатного жаргона, но и
    щедро вводит элемент поучения. Ко многим рассказам дописываются вступи-
    тельные или заключительные строки явно дидактического свойства.
    Общая тональность "Голубой книги" тоже меняется по сравнению с "Возв-
    ращенной молодостью" в сторону дальнейшего просветления фона. Здесь ав-
    тор по-прежнему выступает преимущественно сатириком и юмористом, но в
    книге "больше радости и надежды, чем насмешки, и меньше иронии, чем нас-
    тоящей, сердечной и нежной привязанности к людям".
    Сюжетной близости между этими произведениями нет. Вместе с тем "Голу-
    бая книга" не случайно названа писателем второй частью трилогии. Здесь
    получила дальнейшее развитие тема гуманизма, проблема подлинного и мни-
    мого человеческого счастья. Это придает цельность разнородному истори-
    ческому и современному материалу, сообщает повествованию внутреннюю гра-
    цию и единство.
    В "Возвращенной молодости" впервые у Зощенко с большой силой прозву-
    чал мотив исторической обреченности наследия старого мира, каким бы не-
    зыблемым и живучим вначале оно ни казалось. Под этим углом зрения по-но-
    вому была определена первоочередная задача сатирика: "выколачивать из
    людей всю дрянь, которая накопилась за тысячи лет".
    Углубление социального историзма - вот завоевание автора "Голубой
    книги". Перед читателем проходит как бы комический парад вековых ценнос-
    тей собственнического общества, показаны их нищета и убожество на фоне
    тех идеалов и свершений, которые демонстрирует миру социалистическая ре-
    волюция. Зощенко исторически обозревает далекое и относительно близкое
    прошлое человечества, нравственные нормы, порожденные моралью собствен-
    ников. В соответствии с этим замыслом книга распадается на пять основных
    разделов: "Деньги", "Любовь", "Коварство", "Неудачи" и "Удивительные со-
    бытия".
    В каждом из первых четырех разделов Зощенко проводит читателя по раз-
    ным векам и странам. Так, например, в "Деньгах" сатирик рассказывает,
    как в Древнем Риме преторианцы торговали троном императора, как папы от-
    пускали грехи за деньги, как окончательно проворовался светлейший князь
    Меншиков, позарившись на червонцы, которые петербургское купечество пре-
    поднесло на именины Петру И. Сатирик в комически сниженной манере перес-
    казывает события мировой истории, связанные с неизменным торжеством зо-
    лотого тельца, говорит о крови и грязи, за долгие годы прилипших к
    деньгам.
    Зощенко использует материал исторического анекдота, чтобы сделать из
    него не только убийственную сатирическую зарисовку рыцарей наживы, но и
    притчу, то есть подвести современника к постижению генезиса тех пороков
    прошлого, которые сохранились в мещанине и обывателе наших дней.
    Исторические экскурсы Зощенко имеют точный и выверенный адрес. Сати-
    рик, поминая императоров и королей, князей и герцогов, метит в доморо-
    щенных рвачей и выжиг, о коих и ведет речь в комических новеллах.
    История и современность завязаны здесь в тугой узел. События прошлого
    отражаются в комических новеллах сегодняшнего дня, как в серии кривых
    зеркал. Используя их эффект, сатирик проецирует ложное величие былого на
    экран новой эпохи, отчего и минувшее, и еще сохранившееся нелепое в жиз-
    ни приобретают особо глупый и неприглядный вид.
    В ряде откликов на "Голубую книгу" верно было отмечено принципиальное
    новшество этой работы писателя. "Зощенко увидел в прошлом, - писал А.
    Дымшиц, - не только прообразы современных мещан, но и разглядел в нем
    ростки нашей революции, о которых с большим лиризмом рассказал в лучшем
    во всех отношениях разделе "Голубой книги" - ее пятом разделе - "Удиви-
    тельные события" [7]. Пафосно-лирический пятый раздел, венчая книгу в
    целом, придавал ей возвышенный характер.
    Героико-романтическое и просветительное начало все смелее и реши-
    тельнее утверждалось в прозе Зощенко второй половины 30-х годов. Худо-
    жественные принципы "Возвращенной молодости" и "Голубой книги" писатель
    развивает в серии новых повестей и рассказов.
    В 1936 году были завершены три повести: "Черный принц", "Талисман
    (Шестая повесть И. П. Белкина)", представляющая собой блестящую по форме
    и содержанию стилизацию пушкинской прозы, и "Возмездие". В "Возмездии"
    писатель перешел от попыток сжато рассказать о лучших людях революции к
    подробному показу их жизни и деятельности.
    Завершением героической и просветительско-дидактической линии в твор-
    честве Зощенко 30-х годов являются два цикла рассказов - рассказы для
    детей и рассказы о Ленине (1939). Теперь мы знаем, насколько естественно
    и органично было для художника появление этих произведений. Но в свое
    время они произвели сенсацию среди читателей и критики, увидевших попу-
    лярного юмориста с неожиданной для многих стороны.
    В 1940 году в Детиздате вышла книга рассказов для детей "Самое глав-
    ное". Здесь речь идет не о выборе профессии, не о том, "кем быть", ибо

    Страница 8 из 340 Следующая страница

Анекдоты
Избранные
Чернуха!
Эротические
Про голубых
Про Вовочку
Про наркоманов
Про Новых Русских
Армейские
Медицинские
Компьютерные
Про чукчу
Про евреев
Про Чапаева
Про Штирлица
Про студентов
Маразмы
Армейские
Эротические
Детские
Компьютерные
С пейджера
Обои для рабочего стола
(Wallpapers)
Девушки
Бритни Спирс
Властелин колец
Matrix
Звёздные войны
Автомобили
Животные
Авиация
Мистические
Космос


© prikol.pp.ru   Prod. Ltd. Inc., 2001-2025, Russia. Contact us.
Online since 2001-11-19. Today 21 February 2025. English version.
При использовании материалов с сайта, ссылка на prikol.pp.ru обязательна!